Main Reviews
top

Женщина-вампир

bottom
Vampir, Zan-e khoon-asham
  • Оригинальное название: Vampir - Zan-e khoon-asham, The vampire woman, The female vampire.
  • Производство: Иран 1967г.
  • Режиссер: Мостафа Оскоойи.
  • В ролях: Мостафа Оскоойи, Мехди Фатхи, Валиулла Ширандами, Махиндохт, Хомайондохт.
bottom

Вампирская тематика всегда была популярна в кинематографе, причём касалось это не только Запада, но и Востока. Одним из образчиков реализованного восточного интереса к персонажу ночного кровососа, вампиру, является единственная лента перса Мостафы Оскоойи - «Женщина - вампир», которую называют «первым иранским фильмом о вампирах».

Vampir, Zan-e khoon-asham Vampir, Zan-e khoon-asham

Столичный ловелас Джахангир совершает краткосрочную поездку в Нишапур, чтобы повидаться со своим другом Бахрамом. Во время пребывания в гостях приехавший из Тегерана мужчина знакомится с Гольнар - юной и скромной девушкой, дочерью садовника. Джахангир сразу же начинает ухаживать за этим юным и неопытным созданием, несмотря на предупреждение друга держать с ней ухо востро: в округе говорят, что её пропавший брат якобы был похищен злыми духами, которыми одержима Гольнар. Плейбой пропускает эти сведения мимо ушей и очень скоро добивается от девушки взаимности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но вот наступает время возвращаться обратно в Тегеран, что Джахангир и делает с лёгким сердцем, несмотря на отчаянные просьбы девушки не оставлять её одну. Он лишь даёт ей обещание скоро вернуться. Но в Тегеране мужчина напрочь забывает о своём мимолётном увлечении и кладёт глаз на другую женщину - Парвин. Джахангира, вроде бы, ожидает успех и здесь, но тут из Нишапура приходит письмо от Бахрама, в котором тот сообщает следующее: подло брошенная Джахангиром девушка исчезла зимой, а потом её мёртвое тело нашли где-то в безлюдье, нашли со следами укуса на шее. Бахрам полагает, что девушка стала вампиром и скоро придёт к своему соблазнителю...

Сюжет фильма достаточно интересен, но его воплощение получилось не очень. Картина очень затянута и при продолжительности в 90 минут на экране не происходит практически ничего. Тут любители хоррора могут кивнуть на итальянскую готику, которая тоже небогата действием. Да, небогата, но оно там и не нужно, ибо эти ленты «берут» другим: мрачной атмосферой, красивыми локациями и соответствующей музыкой. В единственном киноопыте Оскоойи ничего этого нет, зато есть дотошность в показе мелодраматического. Первые 65 минут «Женщины - вампира» посвящены очень обстоятельному показу буквально всего и вся. Вот Джахангир приезжает в Нишапур, встречается с Бахрамом и тот начинает водить его по местным достопримечательностям; потом так же обстоятельно показывается его скоротечный роман с Гольнар (свидание возле могилы Омара Хайяма и т.д.), возвращение в столицу и ухаживание за Парвин. Смотрится всё это как самая настоящая мелодрама, интерес в которой может вызывать лишь эпизод с рассказом Бахрама о таинственном ореоле, окружающем девушку из-за исчезновения её брата. Во время этого разговора и всплывает термин «вампир»: Джахангир предполагает, что девушка может быть вампиром, попутно разъяснив своему другу, что это такое. Любопытно, что почти 12 из первых 60 минут «заняты» показом свадебной церемонии; этот этнографический материал воспринимается как документалистика.

Vampir, Zan-e khoon-asham Vampir, Zan-e khoon-asham

Внимание! В этом абзаце спойлер сюжета! По прошествии первого часа фильм становится несколько интересней. Так, на 65-й минуте наконец-то появится женщина-вампир и события на некоторое время приобретут динамичность. Перепуганный появлением Гольнар-вампирши и её угрозой убивать новых женщин своего предателя, Джахангир упадёт в обморок, по возвращении из которого его будет ждать новый неприятный сюрприз: исчезновение Парвин и интерес к его персоне со стороны полиции, считающей, что он может быть причастен к этому происшествию. В конце концов, Джахангир окажется в тюремной камере, где ему предстоит встреча с обеими женщинами. Развязка этой истории, почти что комедийная, развенчивает всю мистику: оказывается, что вся история с вампиршами была придумана для мести Джахангиру обиженными на него дамами.

Имена актёров, снявшихся в этом фильме, могут что-то сказать разве что любителям старого иранского кино (если таковые вообще имеются вне Ирана). Заметим, что режиссёр фильма сыграл в нём и главную мужскую роль. Мостафе Оскоойи неплохо удалось изобразить на экране Джахангира - циничного и грубого лгуна, не останавливающегося ни перед чем ради удовлетворения своих низменных потребностей. Сказать что-то о визуальном ряде затруднительно, ибо просмотренная копия фильма имеет плохое качество и нередко даже проблематично разобрать происходящее на экране, но сцены с «вампиршами» смотрятся очень даже неплохо.

Увидев название этого фильма, год и страну его производства, можно подумать, что это образчик винтажного экзотического хоррора или стилизация под западные вампирские ужасы, созданная в загадочном Иране. Но на деле данная лента представляет собой скучноватую мелодраму о нечистом на руку мужчине, заставляющего страдать влюблённые в него женские сердца. В это «мыло» добавляется мистический компонент, который имеет важное значение: он до поры до времени спасает зрителя от скуки, привнося в киноповествование загадочность. В конце картины мистика оказывается «мистикой», что вызовет разочарование у того, кто хотел увидеть именно ужасы. Так что «Женщина-вампир», если и будет кому-то интересна, то только уж совсем пресытившимся синефилам, ищущим для себя что-то новое.

Автор обзора: Almost Human.
Vampir, Zan-e khoon-asham Vampir, Zan-e khoon-asham
Vampir, Zan-e khoon-asham Vampir, Zan-e khoon-asham
Материал опубликован: 11 декабря 2017 года