Main Reviews
top

Одиночество

bottom
Solitudine
  • Оригинальное название: Solitudine.
  • Производство: Италия 1961г.
  • Режиссер: Ренато Ползелли.
  • В ролях: Розарио Борелли, Франка Доминичи, Тина Глориани, Антонио де Теффе, Убальдо Граната.
bottom

Ключевым периодом кинематографической карьеры Ренато Ползелли почти всегда называют 1-ю половину 1970-х годов, когда он, на некоторое время утвердившись в статусе независимого кинопроизводителя, выдал ряд низкобюджетных лент, которые, хотя и были различны в жанровом плане (экспериментальный триллер, готический хоррор, джалло, мондо) по сути эксплуатировали одну и ту же тематику, показывая разнообразное (психологическое, физическое, сексуальное) насилие по отношению к женщинам. Остальная часть фильмографии Ползелли редко удостаивается внимания, разве что иногда отмечаются его вампирские ленты начала 1960-х, в которых готика сочеталась с мягким и не очень эротизмом. Ниже будет представлен небольшой обзор совсем безвестной ленты Ползелли - «Одиночество», вышедшей в прокат в 1961 году.

Solitudine Solitudine

Место действия - Неаполь. Молодой человек по имени Альфредо живёт со своей приёмной матерью, донной Розой, и сводным братом Паоло. Отношения в этой семье далеки от идеальных, поскольку у Альфредо нет подлинно личностного, эмоционального, контакта ни с Розой, ни с Паоло. Женщина относится к Альфредо с прохладцей, хотя не столько потому что он ей неродной, сколько из-за особенностей его психологического склада, являющегося полной противоположностью складу Паоло. Родной сын донны Розы - симпатичный молодой мужчина, обладающий лёгким и беззаботным характером. Он никогда не испытывает трудностей в общении с кем-либо, включая противоположный пол, всегда имеет при себе деньги и одевается с лоском. Альфредо же замкнут в себе, немногословен, его несколько грузная комплекция будто придаёт ему неуклюжий вид. Он работает простым рыбаком и не имеет подружки.

Однажды Альфредо вступает в конфликт с Муольо - дельцом, владеющим лодками, которые он сдаёт в аренду рыбакам. Причиной ссоры стало давление, оказываемое Муольо на Альфредо из-за отказа последнего принимать участие в контрабандных делах. Ссора Муольо и Альфредо заканчивается дракой при множестве свидетелей и последующей доставкой обоих в полицию. Через некоторое время Муольо находят убитым возле залива и единственным подозреваемым в убийстве оказывается Альфредо. Тот покорно отправляется в тюрьму, хотя ему прекрасно известно имя настоящего преступника...

Данная работа Ползелли относится к «направлению», которое тогдашняя итальянская (и не только) критика называла «розовым неореализмом». Вот что писал об этом явлении советский киновед Л. Муратов в 1971 году:

...неореализм переживал глубокий идейный и художественный кризис. Всё чаще стали появляться фильмы, которые перенимали и заимствовали у неореализма его темы, героев, стилистику, внимание к повседневной жизни простых людей с их бедами, надеждами, разочарованиями. Всё чаще и чаще коммерческий кинематограф стал гримировать себя под неореализм. Будучи неореалистическими лишь по внешности, такие фильмы выхолащивали самую суть неореализма - его жизненную правду, реальный драматизм коллизий, человеческих судеб.

Недаром этот коммерческий неореализм итальянская кинокритика называла «розовым» - за легковесность содержания, откровенную развлекательность, «раскрашенность» жизненных картинок. Даже лохмотья и лачуги выглядели на экране живописными, особенно в тех случаях, когда действие фильмов происходило в Неаполе, вновь ставшем городом любви, песен и беспечной жизни под ярким солнцем.

Solitudine Solitudine

«Одиночество» обладает всеми признаками перечисленными выше. Внешне это как-будто серьёзное кино, показывающее ту самую жизнь простых людей. Первые кадры демонстрируют повседневность неаполитанских рыбаков, труд и внешний вид которых резко контрастирует с их начальником Муольо, без дела щеголяющем в костюме возле воды. Конфликт Муольо с Альфредо, казалось бы, предполагает основным содержанием фильма социальное, например, борьбу простых тружеников с эксплуатирующим их Муольо. Но нет, всё будет по-другому: хотя героями ленты и являются простые неаполитанцы, основное содержание вовсе не социальное, а психологическое. Труженики-рыбаки, простые кварталы Неаполя, населённые обыкновенной публикой - всё это лишь фон для чисто мелодраматической истории.

Фильм имеет продолжительность в 80 минут. Почти час этого времени отдан показу жизни семьи Альфредо и раскрытию его личности. Он очень страдает от своего одиночества, переживая отсутствие тёплых отношений с донной Розой. Единственной отрадой для него является Мариза - местная девушка, за которой он пытается ухаживать. Временами эти ухаживания небезуспешны, но и тут Альфредо оказывается в тени Паоло, который без особого труда увлекает Маризу. В общем почти 2/3 экранного времени отведены показу одиночества Альфредо - человека «не от мира сего», который из-за своей замкнутости, молчаливости и нерешительности ведёт, по сути, одинокое существование, будучи непонятным для своих родственников, потенциальной невесты и прочих окружающих.

Последняя треть фильма динамична. Зрителю показывается истинное лицо Паоло: всеобщий любимец оказывается подельником Муольо в его контрабандных делах. В ссоре из-за денег Паоло без колебаний убивает своего компаньона, свидетелем чего становится оказавшийся рядом Альфредо. Режиссёр демонстрирует целый ряд «будоражащих» сцен: эмоциональное выяснение отношений между Маризой и Далилой (любовницей Паоло), полицейскую погоню, смерть Паоло и Далилы от рук друг друга, счастливое воссоединение Маризы и Альфредо, и обретение последним любви донны Розы. Финальная сцена особенно показательна: на берегу залива стоит счастливая донна Роза, навстречу которой бегут держащиеся за руки Альфредо и Мариза (сцена сопровождается экспрессивным женским вокалом). Заметим, что выбор местом действия Неаполя был логически обусловлен, так как в своё время этот итальянский город имел в кинематографе особое смысловое значение. Тот же Л. Муратов писал, что:

Коммерческий экран - итальянский и голливудский - издавна любил воспевать прелести Неаполя. Неаполь становился в фильмах чуть ли не земным раем, даже нищета здесь была привлекательной, беззаботной. Голодные и безработные всегда были весёлыми, жизнерадостными - хлеб и работу им с лихвой заменяли море и солнце. Лохмотья и лачуги бедняков всегда живописны. А богатые туристы, прежде всего американцы, уставшие от своих миллионных дел, обременённые чековыми книжками и личными виллами, прямо-таки завидовали такой «простой жизни» никогда не унывающих и беспечных неаполитанцев. Лучше быть бедным, чем богатым - такова нехитрая мораль этих фильмов, в которых Неаполю суждено было стать неким городом-мифом, созданным для счастья «простого человека». Так было на экране.

Актёрский состав, подобранный режиссёром для съёмок, был солидным. Главную роль сыграл Розарио Борелли, имевший на тот момент опыт участия в двух десятках фильмов, среди которых был и «Рокко и его братья» Лукино Висконти. Энтони Стеффен, ставший в будущем одним из основных актёров спагетти-вестернов (и не только), хорош в образе Паоло. Его любовницу Далилу играла Тина Глориани, которая, как и Стеффен, не раз снималась у Ползелли в 1-й половине 1960-х, в том числе и в замечательном хорроре «Любовница вампира».

Итак, «Одиночество» - малоизвестный представитель «розового неореализма» или, если быть более точным, мимикрирующая под неореализм мелодрама. Это чисто развлекательное кино, от которого не стоит ждать критического анализа социальной действительности, её влияния на психологию людей и их отношения между собой. Скорее всего, этот фильм будет представлять интерес только для поклонников режиссёра, потому что у них есть шанс увидеть другого Ползелли. Тем же, кто хочет познакомиться с «лёгким» вариантом неореализма, «неореализмом розовым», имеет смысл обратиться к его лучшим образцам, например к лентам «Женщина с реки» (La donne del fiume, 1954), «Плохо, что она мошенница» (Peccato che sia una canaglia, 1955) или «Хлеб, любовь и…» (Pane, amore e..., 1955) с участием Софи Лорен (в «Одиночестве», к слову, нет женского персонажа с чувственной и пышной красотой, могущей быть «поданной» крупным планом и в смелых ракурсах).

Автор обзора: Almost Human.
Solitudine Solitudine
Solitudine Solitudine
Материал опубликован: 18 декабря 2017 года