Main Reviews
top

Не стреляйте в детей

bottom
Non sparate sui bambini
  • Оригинальное название: Non sparate sui bambini, Don't Shoot on Children.
  • Производство: Италия 1978г.
  • Режиссер: Джанни Креа.
  • В ролях: Джанкарло Прете, Элеонора Джорджи, Антонелла Луальди, Итало Гасперини, Роберто Мессина.
bottom

Сняв в 1969-1974 гг. несколько трэшевых спагетти-вестернов, Джанни Креа на несколько лет ушёл в тень и вновь обозначился в кино уже в 1978 году, презентовав зрителям poliziottesco «Не стреляйте в детей». Судя по всему, судьба этого фильма, вышедшего на экраны на излёте итальянского криминального кино, была незавидной. Об этом можно судить как по тому, что продюсировавшая его организация более никак себя не проявила, так и по крайне критическому отзыву анонимного автора генуэзской газеты Corriere Mercantile, который, в частности, написал: «...создатели фильма должны были назвать его «Не стреляйте в режиссёра», а так же в сценариста, оператора, актёров <...> Вряд ли вы увидите более раздражающий, никчёмный и тупой фильм». Тем не менее, данный крайм можно считать вершиной режиссуры Креа, поскольку «Non sparate sui bambini» смотрится на порядок лучше, чем всё, что он снимал до этого.

Простая итальянская семья Сентини состоит из трёх человек - отца и двух братьев - старшего, Дино, и младшего, Марко. Их финансовое положение нельзя назвать устойчивым: семья живёт только за счёт заработка Дино, работающего на фабрике по производству посуды. Рабочий вынужден тянуть на себе больного отца и младшего брата-старшеклассника. Однажды Дино и нескольких его коллег вызывают в фабричную администрацию и объявляют, что они попадают под программу сокращения персонала, вызванную экономическим кризисом. После этого Дино начинает поиски новой работы, но везде его ждёт отказ. В поисках места мужчина обращается к своему старому приятелю по прозвищу Бимбо, тоже рабочему. Последний, узнав об увольнении товарища и о его нужде в денежных средствах, предлагает ему принять участие в ограблениях. Находящийся в очень сложной жизненной ситуации Дино соглашается. Первая «экспроприация» проходит удачно: средь бела дня Бимбо, Дино и их подельники завладевают чемоданом с несколькими миллионами лир. После этого Дино даёт согласие на участие в новом деле, более серьёзном, чем предыдущее: вооружённом нападении на контору. Как водится в таких случаях, всё пошло не так, как предполагалось и налёт закончился несколькими убийствами, потерей добычи и преследованием полиции. Закончилось это тем, что Бимбо и Дино взяли в заложники множество детей и нескольких взрослых и были заблокированы карабинерами в здании детского сада...

Non sparate sui bambini Non sparate sui bambini

Снимая свой первый и последний крайм, Джанни Креа вновь, как и в случае с вестернами, был вынужден работать при очень скудном финансировании. Но на этот раз ограниченный бюджет не помешал режиссёру снять вдумчивый и добротный фильм. Часть экранного времени посвящена показу жизни членов семьи Сентини, раскрытию их характеров. Дино - спокойный, доброжелательный и трудолюбивый человек, готовый честно зарабатывать на хлеб насущный. Но в один день его относительно спокойная доселе жизнь рушится: сначала он узнаёт о сокращении, а потом застаёт своего отца в бессознательном состоянии. У последнего нет медицинской страховки и поэтому на его лечение нужны деньги, которых нет. Именно поэтому абсолютно чуждый бандитскому ремеслу Сентини соглашается участвовать в налётах шайки Бимбо, но даже здесь он остаётся собой, стараясь причинять окружающим как можно меньше страданий. Немного времени уделяется и описанию личности младшего Сентини, Марко. Этот молодой человек является почти полной противоположностью брата: он ленив, агрессивен, предпочитая учёбе и работе прожигание жизни в малосимпатичной компании однокашников, балующихся в том числе и наркотиками.

Джанни Креа сам написал к этому фильму историю и сценарий, включив в них выраженный социальный компонент. Креа показывает, что преступность может продуцироваться текущей социально-экономической ситуацией, когда власти предоставляют людям выживать, как они могут. Дино просто вызывают в администрацию и ставят его перед фактом увольнения, нисколько не заботясь о том, что с ним будет дальше. Рассчитывать на помощь государства в деле поисков работы или лечения отца Дино не приходится и поэтому ему не остаётся ничего кроме криминала. К слову, ситуация Дино Сентини имела отражение и в реальной жизни Италии тех лет: в 1977 году в стране начался масштабный экономический кризис, повлекший за собой увеличение количества преступлений.

Non sparate sui bambini Non sparate sui bambini

После знакомства с ситуацией Дино «Не стреляйте в детей» переходит в лоно cinema d'azione. Неудачное ограбление - и вот оставшиеся в живых подельники пытаются скрыться от полиции и стараниями Бимбо берут в заложники детей. Решительный и жестокий Бимбо без колебаний готов начать убивать заложников, если полиция не даст ему и его напарнику вырваться из окружения. В конечном итоге карабинеры выполняют требования неудачливого налётчика, предоставив ему возможность покинуть здание. Но даже это и то, что для подстраховки Бимбо возьмёт с собой нескольких заложников, не спасёт его от расплаты. Финал нельзя назвать ординарным: Бимбо гибнет от пуль разъярённого отца одной из заложниц, а оторвавшийся от полицейской погони Дино приходит в госпиталь, где умирает его отец. Именно там, в больнице, находясь рядом с угасающим отцом и рыдающим младшим братом, Дино подводит итоги произошедшего с ним, произнося про себя: «Я не преступник. Я хотел работать». Смотрится весь фильм буквально на одном дыхании, несмотря на некоторые несоответствия технического характера. Поэтому мнение об этом крайме обозревателя Corriere Mercantile является, мягко говоря, тенденциозным.

Главную роль исполнил Джанкарло Прете, начинавший свою работу в кино в качестве каскадёра. Сыграл он на 5 баллов, отлично воплотив на экране образ мягкого и нерешительного Дино Сентини, волею злого рока втянутого в криминал. Безвестный Итало Гасперини хорошо сыграл Бимбо - друга главного героя, который с лёгкостью готов пойти на любое дело, если это сулит деньги. Удивительно, но Креа каким-то образом удалось пригласить в свой микробюджетный проект настоящую звезду итальянского кино. Речь идёт о Антонелле Луальди, которая снималась у таких грандов аппенинского кино, как Карло Лидзани, Луиджи Дзампа, Альберто Латтуада, Мауро Болоньини, Этторе Скола и Роберто Росселини. В «Не стреляйте в детей» Луальди, в своё время бывшая ровней самой Джине Лоллобриджиде, сыграла воспитательницу детского сада, захваченного преступным тандемом. Выделим и Элеонору Джорджи (подруга Дино), которая двумя годами ранее снялась в отличном poliziottesco Ромоло Гуэрриери «Дерзкие, вооружённые и опасные». Музыкальное сопровождение Джанни Креа по традиции «позаимствовал» у Стельвио Чиприани (La polizia ringrazia/1972/Стефано Ванцина).

«Не стреляйте в детей» - добротный итальянский крайм, в котором есть всё: динамизм и напряжённость, социально-экономическая проблематика, хорошая актёрская игра и такая же музыка. Конечно, он вряд ли может сравниться с лучшими образцами поджанра вроде «Почти человека» Умберто Ленци, но он однозначно достоин просмотра.

Автор обзора: Almost Human.
Non sparate sui bambini Non sparate sui bambini
Non sparate sui bambini Non sparate sui bambini
Материал опубликован: 19 июля 2015 года