Main Reviews
top

Мальтийский дом

bottom
La maison du Maltais La maison du Maltais
  • Оригинальное название: La maison du Maltais, Sirocco.
  • Производство: Франция 1938г.
  • Режиссер: Пьер Шеналь.
  • В ролях: Вивьен Романс, Марсель Далио (Далио), Жани Ольт, Луи Жуве, Пьер Ренуар.
bottom

Режиссёр Пьер Шеналь хоть и не добился лавров Маэстро, но пользуется заслуженным уважением среди поклонников старого французского кино. В 1938 году он выпускает экранизацию романа Жана Вигно под названием «Мальтийский дом». Этот фильм стал второй экранизацией данного автора (первая была снята в 1927 году и считается утерянной навсегда).

La maison du Maltais La maison du Maltais

Главной героиней фильма является проститутка Сафиа (Вивиан Романс), которая влачит жалкое существование в бедном квартале вместе со своей неудачливой подругой Гретой (Жани Ольт). В этом же месте, среди большого количества арабов, ошивается некий Маттео (Марсель Далио), который рассказывает истории и читает стихи местной нищей публике и выглядит, словно сошел со страниц какой-то восточной сказки. Он быстро заприметил Сафию и выбрал её своей принцессой. Та ответила взаимностью, и у них завязался роман, который окончился беременностью девушки. Чтобы хоть как-то прокормить будущую семью Маттео отправляется в путешествие, связанное с контрабандой, и надолго пропадает. Отец мужчины уверен, что тот погиб и обвиняет во всём Сафию, а та в отчаянии откликается на ухаживания богатого археолога из Парижа по фамилии Шервен (Пьер Ренуар). Умирающая в душном госпитале Грета советует подруге врать и соглашаться на предложение этого немолодого и богатого человека. Сафия так и поступила, сказав, что носит в себе ребенка Шервена и переехала к нему в Париж. Вернувшийся из долгого плавания Маттео также отправляется в Париж и с помощью детектива находит свою возлюбленную, но та не горит желанием с ним общаться, а сам детектив начинает шантажировать теперь богатую даму и требовать крупную сумму денег, что приводит к трагическим последствиям…

Перед нами один из представителей так называемого французского escapist cinema, кино, призванного отдалить зрителя от ужасной реальности, кино, создающего призрачные и порой ирреальные миры. «Мальтийский дом» начинается, словно экранизация арабской сказки из цикла «1000 и одна ночь», действие которой происходит в атмосфере Востока, а две героини Сафия и Грета порой кажутся лишними в этом мирке. Но постепенно режиссёр концентрируется на судьбе каждой из них. Грета обречена на медленную смерть в местном госпитале, а Сафии повезло больше и она повстречала сначала сказочного принца Маттео, а затем богатого археолога Шервена, с которым и уехала в Париж.

С момента уезда Сафии в Париж фильм словно переносится в современность и принимает привычные для того времени черты, что не мешает авторам всё равно оставить часть призрачной и «сказочной» атмосферы, окутывающей образ Маттео. Здесь начинается жестокая драма, ибо возлюбленный Сафии постепенно вливается в криминальные круги, богатеет, но всё ещё не оставляет попыток вернуться к своей воображаемой принцессе, ещё не зная, что она не хочет его видеть. Но жизнь среди бандитов не поменяла Маттео: он всё ещё остался таким же романтиком, наивным «героем» арабских сказок и не был готов столкнуться с холодной и жесткой Сафией, которая очень грубо выставила его за дверь. Этой историей воспользовался детектив, и с этого момента события принимают иной оборот, медленно подводя главного героя к мрачному финалу…

La maison du Maltais La maison du Maltais

Отдельно хочется поговорить о персонажах этой картины, прорисовке характеров которых авторы уделили немало времени. Сафия, хоть и проститутка, но в начале фильма показывает себя с хорошей стороны и не бросает свою неудачливую подругу Грету на улице, когда ту выставили вон за неуплату ренты за комнату. Также она становится заботливой «принцессой» для своего Маттео и готова на всё, лишь бы уехать жить с ним в его Мальтийский дом, со всех сторон обдуваемый ветрами Сирокко. И это был не корыстный интерес, а именно нежное чувство к этому «летающему в облаках» мужчине. Но после того как он пропал, Сафия следует совету Греты и принимает предложение богатого «папика» ради того, чтобы выбраться из этого ада. С этого момента она забывает про свою любовь и становится циничной женщиной, которая, в конце концов, всё же осознает свои ошибки, но будет уже поздно. Ну и самым интересным персонажем данного фильма является сам Маттео, который в начале выглядит как некий Аладдин, некий сказочный принц из арабских сказок, а затем превращается в некое подобие гангстера со всё тем же меланхоличным взглядом и полным романтики характером.

Все события в фильме происходят, словно в сказочной атмосфере. Первая его половина отдает чем-то восточным, а вторая переносит зрителя в Париж, где также имеет место быть романтизм, меланхолия и сказочность. Конечно же, всё это было бы невозможно достичь без отличной актёрской игры, и авторы не прогадали, выбирая на главную роль Марселя Далио, который сыграл воистину гениально. Его внешний вид, глаза, необычный спокойный и печальный голос, а также достоверная игра создают действительно уникальный персонаж, существующий на границе фантазии и реальности. И даже когда Маттео переедет в Париж, он не потеряет своего восточного шарма и сохранит романтизм и меланхолию в характере. Вивиан Романс тоже достойно смотрится на экране и отлично передает смену характера главной героини, а роль её неудачливой подруги Греты была отдана Жани Ольт, с которой Шеналь двумя годами ранее работал над фильмом «Алиби» (L’alibi).

«Мальтийский дом» - оригинальная, красивая, качественно снятая лента, которую обязательно стоит посмотреть всем тем, кто любит старое чёрно-белое кино. Отличная актёрская игра, грамотный сценарий, призрачная атмосфера и неожиданный финал – вот лишь несколько неоспоримых плюсов данного творения. Однозначно шедевр, рекомендуемый к просмотру всем поклонникам старого кино.

La maison du Maltais La maison du Maltais
La maison du Maltais La maison du Maltais
La maison du Maltais La maison du Maltais
La maison du Maltais La maison du Maltais
Материал опубликован: 08 ноября 2015 года