Main Reviews
top

Фрагмент ужаса

bottom
Fragment of Fear Fragment of Fear
Fragment of Fear Fragment of Fear Fragment of Fear
  • Оригинальное название: Fragment of Fear.
  • Производство: Великобритания 1970г.
  • Режиссер: Ричард С. Сарафьян.
  • В ролях: Дэвид Хеммингс, Гэйл Ханникатт, Уилфрид Хайд-Уайт, Флора Робсон, Адольфо Чели.
bottom

В 1970-м году автор культового road-movie «Исчезающая точка» (Vanishing point, 1971) Ричард С. Сарафьян решает экранизировать роман Джона Бингэма «Фрагмент ужаса» и приглашает для написания сценария небезызвестного Пола Дена, работавшего с такими режиссёрами как Гай Гамильтон, Сидни Льюмет и Мартин Ритт. В результате в том же году на экраны выходит первоклассный психологический триллер под тем же названием.

Fragment of Fear Fragment of Fear

Главный герой фильма Тим Бретт (Дэвид Хеммингс) успешно справился с наркотической зависимостью, написал об этом книгу, получил хороший гонорар и начал спокойную жизнь. Картина начинается с его путешествия в Италию вместе с тетей Люси Доусон (Флора Робсон), которая посвятила свою жизнь реабилитации заключенных и помогла не одному человеку не только выбраться в люди, но и занять весомое положение в обществе. В один день её нашли убитой…

Итальянская полиция не очень то спешит вести расследование, а сам Тим находит странные улики, ведущие к какому-то неизвестному объединению под названием The stepping stones. Вернувшись в Англию, он решает продолжить расследование, но сталкивается с жестким противодействием со стороны неизвестных. Поначалу это были звонки с настойчивым требованием не совать свой нос, куда не следует, а потом визит лже-полисмена и открытые угрозы невесте Тима Джульетте (Гэйл Ханникатт). Постепенно главный герой понимает, что повсюду его окружают незримые шпионы, а настоящая полиция и даже близкие люди не верят ему и начинают думать, что тот опять вернулся к употреблению наркотиков…

Ричард С. Сарафьян – профессиональный режиссёр, а Пол Ден – не менее профессиональный сценарист, чья фильмография, может быть, и не очень обширна, но содержит немало признанных шедеврами картин, часть из которых получала награды и номинации. Поэтому ещё до начала просмотра можно было с полной уверенностью сказать, что нас ждёт если не шедевр, то, как минимум, крепкая работа.

Fragment of Fear Fragment of Fear

С самого начала фильма события развиваются в едином медленном темпе, завлекая зрителя в опасный и призрачный мир, в котором оказался главный герой. Он очень быстро понимает, что итальянская полиция настроена не очень серьёзно и начинает собственное расследование, в ходе которого узнает, чем занималась его тетя при жизни. Постепенно Тим понимает, что многие из её подопечных заняли высокие посты во властных и бизнес структурах и они не очень хотят, чтобы кто-то знал об их криминальном прошлом, но больше всего главного героя волнует загадочная организация The stepping stones, о которой в фильме практически ничего не говорится, в результате чего зритель будет также сидеть в неведении, как и протагонист…

Весь сюжет построен так, что главному герою никто не верит, а его рассказы сами по себе оказываются абсурдными. Например, он говорит, что ему прислали письмо, напечатанное на его же машинке и упакованное в его же конверт, а также то, что обнаружил у себя в ванной окурок от сигареты (хотя сам не курит), но выбросил его. Позднее к нему приходит полицейский Мэттьюс, а потом оказывается, что людей с такой фамилией в местной полиции нет. Постоянные звонки, странные люди, знаки и письма – всё это постепенно сводит с ума главного героя, а зритель, как и остальные персонажи, уже начинает сомневаться и гадать – что это? Действительно кто-то пытается заставить его прекратить расследование или же Тим опять вернулся к наркотикам и не хочет признаваться в этом? Надо сказать, что мне сложно описать то, как авторы подают весь этот материал. Весь фильм балансирует на грани реальности и наркотического бреда, и даже главный герой временами не понимает, что с ним происходит и реальны ли угрожающие ему люди. Он сам пытается вспомнить события прошлого, быть внимательным к деталям и составить наиболее полную картину произошедшего за последнее время. Это отсылает нас известному фильму Микеланджело Антониони «Фотоувеличение» (Blowup), в котором главную роль также сыграл Дэвид Хеммингс.

В последней трети фильма авторы нагнетают саспенс и показывают, что Тим, сам того не зная, оказывается в полной власти таинственной организации. Он решает идти до конца, но, как часто бывает в подобном кино, бороться против могущественных сил – себе дороже. Нет, я не раскрыл всех деталей финала, он будет достаточно необычен, хотя и вполне предсказуем…

Как вы уже поняли, саспенс – главный плюс этого творения и наряду со сценарием главная составляющая его успеха. Картина действительно очень быстро увлекает зрителя и держит его в напряжении вплоть до самых финальных титров, хотя действия в ней практически нет. Во многом это достигается путем не только отличного сценария, но и атмосферы клаустрофобии. Главный герой живет в очень маленькой квартирке, из которой нам показывают в основном одну комнату и кухню, намеренно «наполняя» их вещами и посетителями. Именно благодаря этой душной, «наркотической» (но не в привычном понимании этого слова, т.е. без психоделии и эксперимента) атмосфере, а также отличному саундтреку Джонни Харриса авторы и смогли создать свой призрачный шедевр британского остросюжетного кино. Однозначно рекомендуется к просмотру все любителям триллеров и качественного кинематографа.

Fragment of Fear Fragment of Fear
Fragment of Fear Fragment of Fear
Fragment of Fear Fragment of Fear
Материал опубликован: 12 марта 2016 года