Main Reviews
top

Некромантия

bottom
Necromancy Necromancy
  • Оригинальное название: Necromancy, The witching, Rosemary's Disciples.
  • Производство: США 1972г.
  • Режиссер: Берт А.Гордон.
  • В ролях: Орсон Уэллс, Памела Франклин, Ли Пёрселл, Майкл Онткин.
bottom

В 1972 году режиссёр Берт Гордон выпускает на экраны фильм «Некромантия», на создание которого его вдохновил «Ребенок Розмари» Романа Поланского. Он незаметно прошел по драйв-инам Америки и достаточно быстро канул в небытие.

Necromancy Necromancy

Почти через 10 лет после премьеры некие видеодистрибьюторы (в лице Paragon и других компаний) выпускают фильм под названием «Колдовство» (The witching), который является сильно перемонтированной и измененной версией оригинальной «Некромантии». Неизвестные авторы поменяли ход событий, вырезали часть сцен, добавили новые эпизоды (преимущественно с обнаженкой), заменили саундтрек и переделали финал. Т.е. версия 1980-х очень сильно отличается от оригинальной режиссёрской. Оригинальная же версия была недоступна, что породило множество споров и домыслов, в результате которых компания Code Red, издавшая её на BluRay, даже прекратила продажи своих диcков. Люди, стоящие за Code Red, утверждали, что на их диске именно та версия, которую снял в 1972 году режиссёр, но ряд зрителей, видевших её в кинотеатрах в те далекие годы, усомнился в этом, в результате чего тираж был снят с продажи.

Итак, для начала поговорим о существующих версиях. Оригинальный фильм шел только в кинотеатрах и пропал на многие десятки лет. Говорят также, что была телеверсия продолжительностью в 75 минут, которая демонстрировалась в первой половине 1970-х. В 1983 году компания Paragon выпускает VHS релиз под названием «Колдовство» (The witching) – полностью перемонтированную версию с электронным саундтреком от Роберта Дж. Уолша (вместо оригинальной музыки Фрэда Карджера) и дополнительными сценами с оргиями, чёрной мессой и обнаженкой, в которых участвовала небезызвестная Бринке Стивенс. Также полностью был переделан финал картины и вырезаны некоторые сцены, в результате чего оригинальный мрачный фильм ужасов превратился в эксплуатационную ленту о колдовстве с обнаженными девушками, чёрными мессами и оргиями. Примерно в то же время была выпущена ещё более странная версия под названием «Потомки Розмари» (Rosemarie's disciples), которая является чем-то средним между оригиналом и перемонтированным «Колдовством», а также имеет такую же концовку, как в оригинале. Ну и стоит упомянуть, что ходят слухи (не без участия в этом одного из актёров) о существовании XXX-версии. О ней практически ничего неизвестно, кроме того, что порно-вставки снимались уже без участия создателей оригинального фильма.

Necromancy Necromancy

В сюжетном плане картина спекулирует на успехе «Ребенка Розмари» (Rosemarie's baby) Романа Поланского, о чём говорит одно из альтернативных названий, указанных выше. Только там всё происходило в одном доме, а тут в целом городе и по-другому. На самом деле, у фильмов мало общего, они совершенно разные по стилю и единственное, что их роднит – схожая фабула.

Главными героями фильма являются Лори и Фрэнк Брэндон (Памела Франклин и Майкл Онткин), молодая пара, которая после смерти сына во время родов переезжает в маленький и загадочный городок Лилит, ибо там Фрэнку предложили хорошую работу. Руководит этим городом некий мистер Кейто (Орсон Уэллс) и он установил довольно странные правила в этом маленьком поселении. В городе нет детей, и никто из местных жителей даже не думает о том, чтобы завести их; все люди, даже молодежь, живут по старинному укладу и отрицают всё современное, а главное – они исповедуют странную религию, которую называют истинным знанием. Постепенно Лори понимает, что здесь что-то не так и что она и Фрэнк попали в город сектантов-сатанистов, но было уже поздно, ибо её муж стал полноправным членом секты, а ей уготована участь стать жертвой на грядущем ритуале некромантии, главной целью которого будет возвращение к жизни покойного сына мистера Кейто…

Сейчас я буду писать впечатлениях от просмотра оригинального фильма, а уже затем поделюсь оными от просмотра перемонтированной версии 1983 года. Развитие событий здесь происходит размеренно, но зрителю никогда не будет скучно, ибо авторы держат интригу, подогревают его интерес различными необычными и даже с элементами психоделики сценами, странными смертями и магическими ритуалами. Всё это окутывает весьма плотная хорошо выверенная атмосфера магии и колдовства. Представьте себе удаленный от цивилизации городок, все жители которого являются не только адептами сатанинского культа, но и практикующими колдунами, способными убить человека с помощью некоего подобия вуду-ритуала. Во второй половине фильма появляется мальчик, которого не видит никто, кроме Лори, что позволяет авторам мастерски воссоздать балансирование главной героини на грани иллюзии и реальности. И всё это сопровождает красивая, мрачная и весьма оригинальная музыка Фрэда Карджера, которая вкупе с визуальным рядом уносит зрителя в мрачный мир городка Лилит в преддверии главного ритуала в жизни Лори.

Necromancy Necromancy

Теперь о «Колдовстве». События развиваются достаточно медленно, а атмосфера не всегда прослеживается, но авторы умудряются увлечь зрителя загадочностью и необъяснимостью некоторых событий. В оригинале была одна концовка (не буду раскрывать) с последующим необычным намеком на продолжение, а здесь всё будет по-другому, с чередой достаточно необычно снятых сцен и «резко» смонтированных эпизодов. Несмотря на негативные отзывы, мрачный электронный саундтрек в стиле работ Джона Карпентера, на мой взгляд, как нельзя лучше подходит к такому видеоряду и очень приятно слушается. Просто он создает несколько другую атмосферу, нежели работа Фрэда Карджера, да и сама эта версия также во многом является другим фильмом. Не знаю, возможно, это просто вкусовщина, ибо я большой любитель подобной музыки, но мне кажется, что эти нечастые электронные мелодии здорово помогали создать нужное настроение, особенно в сценах с сатанинскими ритуалами. В отличие от оригинальной версии в «Колдовстве» присутствует куда больше сцен с ритуалами и обнаженкой (но их будет всё же маловато для полноценного эксплуатационного эротического фильма о сатанизме), а вот благодаря удалению ряда сцен, монтажу и добавлению эротики мы получили такой минус как «нераскрытие» сущности жителей города. Авторам следовало уделить больше внимания их укладу жизни и показать, как сатанизм влияет на их судьбы и поведение (в оригинале авторы предпринимают такие попытки и не без успеха). Также было бы неплохо вставить в фильм какую-нибудь красиво снятую ночную погоню за главной героиней: это придало бы динамичности сюжету и стало бы настоящим украшением этой истории (раз уж решили превратить атмосферный фильм ужасов в нечто более низменное и простое).

Этот фильм примечателен участием звезды первой величины Орсона Уэллса в роли хозяина секты мистера Кейто. Говорят, что Уэллс согласился играть в этом несвойственном ему фильме только потому, что Гордон был его близким другом. Молоденькая Памела Франклин украшает это творение своим участием в роли Лори, но сама нелестно отзывается о нём, говоря, что единственным достоинством этого фильма является тот факт, что на съёмочной площадке она встретила своего будущего мужа Харви Джейсона. Майкл Онткин очень неплохо вошел в амплуа экранного мужа мисс Франклин.

«Некромантия» - один из лучших, на мой взгляд, оккультных хорроров 1970-х. Качественно снятый, в меру мрачный с элементами психоделии, с типичным для 1970-х духом и прекрасной Памелой Франклин в главной роли – вряд ли он может не понравиться любителям мистического кино. Смотреть надо именно оригинальную версию, ибо перемонтированная оказалась на порядок хуже (но с ней тоже можно ознакомиться после просмотра оригинала). Шедевр!

Necromancy Necromancy
Necromancy Necromancy
Necromancy Necromancy
Necromancy Necromancy
Материал опубликован: 07 января 2018 года