Main Reviews
top

Кипящая грязь

bottom
Fango bollente Fango bollente Fango bollente Fango bollente
  • Оригинальное название: Fango bollente, Savage three, Hot Mud.
  • Производство: Италия 1975г.
  • Режиссер: Витторио Салерно.
  • В ролях: Джо Даллесандро, Энрико Мария Салерно, Джанфранко Де Грасси, Гвидо Де Карли, Кармен Скарпитта,
    Мартина Брошар, Сэл Боргезе, Клаудио Никастро, Луиджи Казелато, Ада Пометти, Генгер Гатти.
bottom

Нефтяной кризис 1973 года сказался на и без того слабой экономике Италии. Коснулось это и киноиндустрии, в результате чего объем выделяемых средств на съёмки фильмов существенно снизился. Режиссёр Витторио Салерно и ещё восемь режиссёров и сценаристов, организовали компанию COMMA-9, в которой они получали зарплату как наемные работники в зависимости от бюджета фильма. Большую часть вырученных средств планировалось пускать на следующие проекты. Кроме Витторио Салерно в компанию входили следующие люди: Массимо д'Авак, Нанни Балестрини, Амедео Пагани, Барбара Альберти, Паскуале Сквитьери, Франческо Массаро, Джанфранко Мингоцци, Франческо Барилли. В одном из последних прижизненных интервью Витторио Салерно называл неполный список людей и утверждал, что в компанию также входил сценарист Лучиле Лакс. Все остальные фамилии совпадают, поэтому напрашивается вопрос: Лучиле Лакс и Массимо д'Авак – не один и тот же человек?..

Fango bollente Fango bollente

Паскуале Сквитьери стал президентом компании, так как ему удалось договориться с боссом Titanus Гоффредо Ломбардо о дистрибуции пяти фильмов и выделении 250 тысяч лир бюджета на каждый из них. Все участники COMMA-9 написали собственные сценарии, но ни один из них не понравился Ломбардо. Тогда Витторио Салерно предложил принести ещё один свой сценарий, который он написал несколько раньше со своим давним партнером Эрнесто Гастальди. Назывался он «Первые три начинают кусать» (I primi tre comincia a mordere). Впоследствии он превратился в полноценный фильм под названием «Кипящая грязь», о котором мы сейчас и поговорим.

Идею фильма Витторио Салерно навеяли большие города, в которых люди, защищая своё личное пространство, доходят до насилия. Режиссёр долгое время собирал газетные статьи с хроникой абсурдных убийств и впоследствии назвал их «экологическими преступлениями», ибо все они были совершены без каких-либо серьезных мотивов. Впоследствии термин «экологические преступления» оказался в его фильме, а затем и в газетных статьях, рассказывающих о премьере «Кипящей грязи».

Джо Далессандро играет молодого человека по имени Овидио. Он и ещё двое его друзей работают в компьютерном отделе банка, и эта работа их очень удручает своей рутиной и однообразием. Постепенно в парнях начинает вскипать злоба, и они становятся агрессивными. Поначалу это проявляется в потасовках на футбольных стадионах, а затем молодчики выбирают более жестокие развлечения, такие как убийства и издевательства над людьми. Каждый вечер они выходят на улицу и совершают очередное преступление, а полиция не в силах их вычислить и находится в растерянности. Никто даже не думает, что такие с виду приличные и образованные люди способны на такое. И только отстраненный за убийство преступника комиссар полиции Сантага (Энрико Мария Салерно) находит зацепку и раскручивает это дело. Но как он поступит с убийцами? Опять убьет или поддастся на заманчивое предложение начальства с повышением в должности? И все ли преступники понесут наказание?

Fango bollente Fango bollente

Витторио Салерно и Эрнесто Гастальди написали очень необычный сценарий с явным подтекстом, демонстрирующим, до чего может дойти человек, живущий однообразной жизнью подобно роботу без каких-либо перспектив что-то поменять. По словам авторов, этот фильм задумывался как протест против насилия: режиссёр говорил, что с насилием нельзя бороться, не демонстрируя ужасные примеры. Обычный человек, живущий в крупном городе, под давлением общества и рутины постепенно становится безумцем и превращается в монстра. «Это общество может породить всё, что угодно. Почему оно не может породить монстров?» - говорит Овидио комиссару полиции. Герои этого фильма – это не преступники и не нищие люди, а представители среднего класса, которые под воздействием монотонной работы, жизни в перенаселенном городе, отсутствия нормальной личной жизни превращаются в настоящих чудовищ. В одной из сцен Овидио убирает перегородки в клетках с крысами, и они начинают друг друга кусать. «А такое может случиться с людьми?» - спрашивает он у профессора. «Вполне возможно, если их поместить в одну большую клетку» - ответил тот. В этом фильме большой клеткой предстает целый город. В будущем один из пойманных преступников подобно крысе укусит полицейского, который попытается поместить его в камеру.

Снимая свой фильм, режиссёр не поскупился на неприкрытый показ актов насилия и продемонстрировал несколько очень жестоких gore сцен, которые обычно вырезают из большинства версий ленты, в том числе и итальянской. Даже изданный в 2000-х в Италии DVD содержал купированную версию и только определенные VHS релизы и недавний Blu-ray содержат полную. В одной из таких сцен женщину протыкают штырем от машины для переводки грузов. Другого мужчину зарезали отверткой. Третьему вонзили нож в пах и подвесили вверх ногами на главной площади города. Ну и далее по списку…

Газеты тех лет, писавшие о фильме, отмечали, что как минимум одна из сцен была взята авторами из реальной жизни. Это был известный в 1960-х гг. случай, о котором писали многие газеты и именно о нём вновь вспомнили журналисты, рассказывая в своих колонках о «Кипящей грязи». Инженер Мандзотти стоял в пробке, и когда его машина тронулась на зеленый свет, улицу перегородил грузовик, вынудив Мандзотти резко затормозить. Озлобленный мужчина взял отвертку и убил водителя грузовика. За это беспричинное убийство он получил всего семь лет и вполне возможно уже мог видеть «Кипящую грязь», в которой была подобная сцена, вдохновленная его преступлением.

Fango bollente Fango bollente

Помимо насилия в качестве подтекста можно выделить ещё и такую вещь как деньги, на которой помешана супруга главного героя. Альба Маинарди – воплощение алчности, женщина, которая готова на всё ради получения должности – даже к интимной связи с престарелым начальником. Она считает это совершенно нормальным и, не задумываясь, рассказывает о своих похождениях мужу, говоря, что они точно поспособствуют её продвижению по карьерной лестнице. Авторы приготовили весьма необычную судьбу для этого персонажа.

Поначалу Овидио и его друзья ведут себя спокойно, но постепенно в них начинает вскипать ярость и каждый из них имеет свои причины для такого поведения. Овидио и Джакомо устали от бесконечной рутины в переполненном офисе с постоянно орущим начальником, а присоседившийся к ним Джузеппе не находит покоя даже дома. В середине фильма зрителя ждёт гротескная сцена, в которой родители Пеппе пригласили многочисленных родственников с юга и поселили в своей маленькой квартире, из-за чего парню приходится бежать прочь, чтобы заполучить хоть какое-то личное пространство хотя бы на улице. И чем дальше, тем больше все трое уходят на сторону безумия. Ближе к финалу Овидио, понимая, что полиция уже идет по его следам, решает в последний раз «оторваться» по полной программе, бросает своего друга Джакомо и направляется в родной офис, убивая всякого, кому не посчастливилось оказаться у него на пути. И в офис он идет отнюдь не с добрыми намерениями, а с непреодолимым желанием поквитаться с ненавистным начальством. Режиссёр ни в коем случае не пытается оправдать деяния молодых людей; он вообще никак не высказывает своего мнения по этому вопросу и предоставляет возможность зрителю сделать выводы самостоятельно. Финал фильма довольно неожиданный и многозначительный.

Повествование ведется от лица преступников, а полицейские нечасто появляются на экране, да и то в качестве второстепенных персонажей. Практически с самого начала фильма авторы выплескивают на зрителя волну беспричинного насилия, которая превращает фильм чрезвычайно динамичное действо с привкусом безумия. Три бесстрашных молодчика, от которых невозможно спастись, каждую ночь выезжают на улицы города в поисках новых жертв. Невозможно понять, что у них на уме, с ними невозможно договориться, их поступки не поддаются логике, жестокость не знает границ, а преступления не имеют мотивов!

Fango bollente Fango bollente

В качестве композитора был выбран Франко Кампанино, которому передали сценарий и который не виделся с режиссёром лично, а лишь контактировал с ним по телефону. Он написал динамичный рокерский саундтрек с элементами электроники, который придает этому фильму, так сказать, современный, молодежный оттенок. Помимо этого Витторио Салерно гордится тем, что ему удалось показать в своём творении настоящие компьютеры тех времен. Исполнительный продюсер Анджело Яконо был хорошо знаком с руководителем Sanpaolo Bank в Турине и попросил разрешения снимать в вычислительном центре. Именно там и были сняты сцены, демонстрирующие офис, в котором работали главные герои.

На роль предводителя банды режиссёр пригласил известного фанатам еврокульта актёра Джо Даллесандро. Это тот парень, который бегал с топором за графом Дракулой в фильме Пола Моррисси и Антонио Маргерити «Кровь для Дракулы». Его внешность идеально подошла на эту роль, а сам он отлично вжился в образ безумного молодого человека – тихого и доброго днём и жестокого ночью. Роль комиссара досталась Энрико Марии Салерно, брату режиссёра. Поначалу Витторио Салерно категорически отказывался приглашать его на эту роль (рассматривались кандидатуры Гастоне Москина и Габриэле Ферцетти), ибо в те времена Энрико был звездой poliziotteschi фильмов, а режиссёр не хотел, чтобы люди ассоциировали «Кипящую грязь» с этим жанром. Но выделивший деньги Гоффредо Ломбардо из Titanus настоял на кандидатуре Энрико. Его сцены были сняты за 11 дней, пока он работал в Турине над театральной постановкой. Снимался он у брата в свободное от основной работы время. Кармен Скарпитта, работавшая в том числе и с Федерико Феллини, сыграла женщину, которую протыкают штырем на складе. Она очень боялась сниматься в этой сцене и режиссёру пришлось самому встать на её место, чтобы показать, что это безопасно. Мартина Брошар прекрасно воплотила на экране алчную жену главного героя, а Сэл Боргезе охранника, который видел одно из преступлений банды. Лица многих других актёров будут также хорошо знакомы любителям итальянского кино того времени.

«Кипящая грязь» оказался единственным фильмом, выпущенный компанией COMMA-9. Его бюджет составил 320 тысяч, что на 70 тысяч больше, чем обещал выделить Гоффредо Ломбардо. Картина была неплохо встречена зрителями, собрала достаточную кассу, чтобы окупить расходы, но большой прибыли создателям не принесла. Впоследствии фильм закупили дистрибьюторы из других европейских стран и США, а компания COMMA-9 прекратила своё существование в 1978 году, когда пошли первые отголоски появление телевизоров в домах простых людей.

Иногда этот фильм сравнивают с «Заводным апельсином» Стэнли Кубрика, но общего у них мало. Разве что только тема исследования немотивированного насилия в обществе. Если посмотреть объективно, то «Кипящая грязь» снята довольно грубо, местами чувствуется некоторая небрежность и дешевизна постановки, но сам по себе фильм великолепен и смотрится на одном дыхании. Прекрасные актёры, отличный сюжет, море действия, интересный подтекст и многое другое перекрывают все мелкие недостатки. Это один из самых жестких, незаурядных и шокирующих фильмов 1970-х, который можно с полной уверенностью назвать шедевром в своём жанре.

Fango bollente Fango bollente
Fango bollente Fango bollente

-- Постеры и открытки --
(Кликабельно)

Fango bollente Fango bollente Fango bollente
Fango bollente Fango bollente Fango bollente
Fango bollente Fango bollente Fango bollente
Fango bollente Fango bollente Fango bollente
Материал опубликован: 05 ноября 2009 года