Нежность волков

  • Оригинальное название: Die Zärtlichkeit der Wölfe, Tenderness of the Wolves.

  • Производство: ФРГ 1973г.

  • Режиссер: Улли Ломмель.

  • В ролях: Курт Рааб, Джефф Роден, Бригитте Мира, Райнер Вернер Фассбиндер, Юрген Прохнов.

Этот фильм основан на реальных событиях и повествует о реально существовавшем серийном убийце-психопате начала ХХ века Фрице Хаармане. Личность этого человека весьма интересная и о нём уже снимали фильмы, самым известным из которых является «М: город ищет убийцу» Фрица Ланга. И вот в 1973 году тогда ещё никому неизвестный Улли Ломмель в сотрудничестве с одним из главных представителей «новой немецкой волны» Райнером Вернером Фассбиндером снимает свою версию истории о Фрице Хаармане под названием «Нежность волков», сценарий к которой написал один из постоянных актёров лент Фассбиндера Курт Рааб. Он же исполнил и главную роль.

Перед тем, как начать говорить о фильме, считаю важным кратко рассказать о человеке, на жизнеописании которого основана данная лента. Итак, Фриц Хаарман, серийный убийца-гомосексуалист из Ганновера, получивший прозвище «Вампир из Ганновера». После службы в армии в самом начале ХХ века Хаарман вернулся в родные края, где был арестован за приставание к несовершеннолетним мальчикам. После этого он был помещен в психиатрическую клинику и признан неспособным отвечать за свои поступки, однако через некоторое время он сбегает оттуда и после нескольких лет скитаний вновь возвращается в Ганновер, а чуть позже снова идет в армию. После войны он получает хороший пансион и открывает кондитерскую лавку, где также торгует мясом, а помогает ему в этом некий Ганс Гранс, который в будущем станет его любовником и соучастником преступлений. В этой же лавке они впоследствии начали торговать мясом своих жертв. Первое убийство совершил в 1918 году, но тогда полиция не смогла его раскрыть, а мясо своей жертвы Хаарман выдал за говядину. После этого он умудряется устроиться в полицию, что дает ему возможность уводить бродячих юношей с вокзала к себе домой. Там он напаивал их и склонял к сексу, после чего душил, перегрызал горло ещё живой жертве и пил её кровь. Мясо убитых шло в качестве ингредиентов для продукции лавки, а одежда и вещи шли в гардероб Фрица и Ганса. Впоследствии они признавались, что совершили некоторые убийства только ради того, чтобы завладеть вещами жертвы. Всего на счету у Хаармана 24-27 жертв, а сам он был казнен в 1925 году. Врачи так и не смогли установить причину тяги маньяка к употреблению человеческой крови, а некоторые СМИ писали, что ему отрубили голову освященным мечом.

Собственно, сюжет данного творения и есть достаточно краткое и вольное описание жизни Хаармана. Везде эта картина проходит как фильм ужасов (из-за того, что главным героем является маньяк), но по сути это, скорее, драма с парой убийств, причем весьма дешевая и камерная. Главным героем является тот самый Фриц Хаарман, который был пойман полицией за мелкий проступок и в обмен на свободу согласился работать на них. Это дало ему некоторую власть и теперь он подбирает на вокзалах и улицах парней-бродяг, уводит к себе домой, совокупляется с ними, а затем убивает. Мясо жертв идет на продажу ничего не подозревающим горожанам. Также вместе с подельником Фриц ворует одежду и вещи, чтобы потом перепродать местному торговцу. Смертей становится всё больше, и полиция постепенно выходит на след маньяка. И в один день к нему посылают подставного юношу, который и станет живым доказательством болезненной психики главного героя и поможет полиции застать его врасплох…

Как я уже сказал выше, экранизация получилась довольно вольная, в ней опущены многие детали, а кое-что дофантазировано. Сценарий, написанный исполнителем главной роли Куртом Раабом, в принципе неплох, но в то же время совсем небогат на события. Авторы не пытаются исследовать психику маньяка, понять мотивы его поступков, показать нам убийства, но зато активно демонстрируют сцены, в которых Хаарман лапает мальчиков, целуется с ними и совершает другие подобные вещи. Будьте готовы увидеть много обнаженной мужской натуры, причем временами кажется, что авторы смакуют показ мужских гениталий и обнаженных юношей, что наводит на мысль, о том, что сценарист Рааб был гомосексуалистом, как и продюсер картины Райнер Вернер Фассбиндер. Это всего лишь доводы, но в пользу них говорит тот факт, что он умер от СПИДа в 1988 году.

Несмотря на то, что в фильме полно натурных съёмок, выглядит всё так, как будто картина целиком снималась в студии с очень ограниченным количеством декораций. К сожалению, авторы даже не пытаются воссоздать атмосферу того времени, показать быт и нищету обычных людей и снабдить свой фильм болезненной атмосферой, как это сделал Мариян Д. Вайда в своей работе «Жажда крови» (Mosquito der Schänder, 1977). Постановка Ломмеля мне показалась достаточно камерной и лишенной всяческой живости. Музыкальное сопровождение, частично состоящее из произведений Баха, тоже не вызывает никаких эмоций.

Что же касается убийств и обнаженки, то и тут дела обстоят плачевно. Именно поэтому я считаю, что к жанру ужасов этот фильм можно отнести лишь условно. По мне так это драма, рассказывающая о маньяке, хотя опять-таки не вызывающая никаких эмоций. Почти все убийства останутся за кадром, нам покажут только одно в середине фильма. Это будет сцена, в которой герой Рааба сначала оденется в женское платье, потом разденется, полапает юношу и уже после этого придушит его, попьет крови и положит к себе в кровать обнаженный труп. В финале тоже будет попытка сделать что-то подобное, но там уже вмешается полиция. Тема с разделыванием жертв и торговлей их мясом практически не развивается и ограничивается парой мимолетных сцен. К примеру, в одной из них полицейский начальник получает подарок от Фрица в виде нескольких палок колбасы.

Вот мы и практически подошли к завершению этого обзора. Но перед этим, я не могу не упомянуть актёрский состав и игру. Созданный на экране образ Хаармана получился достаточно отталкивающим. Этот человек неприятен как внешне, так и по манере общения. И в этом, конечно же, заслуга Курта Рааба, который с удивительной правдоподобностью изобразил на экране маньяка и вкупе с грамотной постановкой и более выверенным и корректным сценарием мог бы превратить этот фильм в шедевр. Но, к сожалению, авторы предпочли сосредоточиться на сексуальном аспекте и демонстрации обнаженных юношей, что вряд ли вызовет энтузиазм у абсолютного большинства зрителей. Внимательный зритель заметит Райнера Вернера Фассбиндера в одной из ролей. Его герой говорит, что интересуется только женщинами. Ну и ещё стоит отметить, что в одной из эпизодических ролей засветился молодой Юрген Прохнов, а сам режиссёр занимался озвучкой голоса напарника Хаармана Ганса Гранса.

Конечно же, продюсер фильма Фассбиндер оказал заметное влияние на его содержание. Я уже молчу про то, что написанием сценария занимался его соратник Курт Рааб, поэтому, скорее всего, молодой Ломмель вряд ли мог повлиять на «идеологическую» составляющую этого творения. Как исследование жизни маньяка, попытка заглянуть в его мир фильм оказался полным провалом. Любителям фильмов ужасов здесь тоже ловить нечего, как и тем, кто интересуется истинной биографией Хаармана. Знаю, что многие критики высоко оценили эту картину, возможно из-за участия Фассбиндера, но у меня диаметрально противоположное мнение. Если бы знал, что меня ждёт, то и вовсе бы не брался за просмотр этого творения.

Материал опубликован: 08 мая 2014 года.