Несгибаемый человек


Оригинальное название: Yikilmayan adam.
Производство: Турция 1977г.
Режиссер: Ремзи Айдын Жёнтюрк.
В ролях: Джюнейт Аркын, Эшреф Колчак, Суна Йылдызолу, Левент Чакыр, Мемдух Юн, Тургут Озатай.
       Трилогия «Человек» Ремзи Айдына Жёнтюрка является одним из самых ярких примеров турецкого политического кино 1970-х годов. В 1976 году Жёнтюрк снял первую часть под названием «Человек без будущего» (Yarinsiz adam), а в 1977-м ещё две «Продажный человек» (Satilmis Adam) и «Несгибаемый человек» (Yikilmayan adam). Все эти фильмы содержали резкую критику в сторону действующих властей и, а также прокоммунистический настрой. После военного переворота в стране к власти пришел Генерал Кенан Эврен, который начал преследование артистов с левыми взглядами. В отличие от многих своих соотечественников Жёнтюрк отказался ехать на Запад и предстал перед Судом Государственной Безопасности, который назначил ему реальный тюремный срок за эти фильмы. И даже после возвращения страны в лоно демократии, которая, по сути, является лишь боле обширной клеткой, дорогу Жёнтюрку и его идеям постоянно перекрывала Цензурная комиссия, которая постоянно требовала серьезно переделывать уже отснятый материал, а иногда «рубила» все его начинания на корню. В результате этого, режиссёр уже не возвращался к серьезному политическому кино и только в 1985 году снял фэнтэзи со скрытым подтекстом под названием «Алтарь» (Altar), а в 1987г. погиб в автокатастрофе, возвращаясь со съёмок своего последнего фильма «Афродита» (Afrodit), который уже без него заканчивал другой режиссёр Айкут Дюз.

       Все три вышеназванных фильма объединены в трилогию лишь из-за их общей тематики и подтекста, направленного на показ дикой нищеты обычного трудящегося народа соседствующей с роскошью и богатством зарвавшихся бизнесменов и чиновников. В сюжетном плане фильмы никак между собой не связаны и их смело можно смотреть по отдельности. Сейчас речь пойдет о последней картине трилогии под названием «Несгибаемый человек». Главную роль в ней, как и в двух предыдущих фильмах, играет Джюнейт Аркын, самый знаменитый турецкий актёр с фильмографией в более чем 300 фильмов.
       В прологе преуспевающий бизнесмен Мемдух Бей (его играет известный режиссёр Мемдух Юн) приезжает в бедный квартал, где живет его сестра, вышедшая замуж за рабочего и ожидающая от него ребенка. Узнав об этом, Мемдух в ярости покидает трущобы и подсылает в семью врача, который должен будет ввести женщине яд, чтобы убить ребенка. Но мальчик всё-таки рождается, а вот его мать погибает. Отец старается дать ему образование и вывести в люди, но компания Мемдуха положила глаз на последнее – землю, на которой живут работающие за копейки на его же заводе бедняки. После изгнания из своего же дома отец молодо Чакыра начинает сотрудничать с мафиози по имени Надир (Эшреф Колчак). На одной гулянке происходит стычка, в которой Чакыр убивает одного распоясавшегося бандита. Мальчика садят в тюрьму, где он проводит большую часть своей жизни, чтобы потом выйти и узнать, что его отец мертв и что единственным другом, к которому можно обратиться, оказывается тот самый мафиози. Чакыр начинает сотрудничать с ним, но не ради выгоды, а ради того, чтобы хоть как-то помочь нуждающимся людям. Его бесит несправедливость и тот факт, что роскошь и счастье богатеев построены на крови и костях обычных людей. В один день он знакомиться с прекрасной Фатош (Суна Йылдызолу), дочкой того самого Мемдуха Бея. Чакыр ещё не знает, что именно этот человек отравил его мать и хотел воспрепятствовать его рождению. Но в один день он узнает правду, а также то, что Надир, которому он так доверял и считал вторым отцом, заодно с Мемдухом. Возглавив митинг рабочих, Чакыр пытается изменить существующую ситуацию, попутно истребляя людей Надира, которые получили приказ стрелять на поражение. Сможет ли один человек справиться с системой, пожравшей миллионы? Вряд ли…

       Ремзи Айдын Жёнтюрк не только сидел в режиссёрском кресле, но и сам написал сценарий. Сразу же хочется отметить, что фильм очень дешево снят и имеет массу объективных (в основном в плане спецэффектов) недостатков, но он настолько интересен и необычен, что на всё это просто закрываешь глаза. Что поделать, в Турции было очень мало профессиональных режиссёров, и их киношкола отставала от европейской минимум на 15 лет. Но зато среди этих людей было множество оригинальных авторов, снимавших без оглядки на окупаемость, цензурные и политические запреты, авторов, которые не стеснялись экспериментировать и открыто выражать свое мнение, даже под угрозой тюремного заключения. Атыф Йылмаз, Явуз Озкан, Йылмаз Гюней и Ремзи Айдын Жёнтюрк – самые известные режиссёры, которые пробовали себя в политическом кино. Последние два жестко поплатились за свою смелость и настойчивость.

       «Несгибаемый человек» начинается как криминальный триллер с небольшим политическим подтекстом. Главный герой подается в криминальный мир не потому, что он бездельник и негодяй, а потому что его на это вынудила нищета и беспредел со стороны власти и бизнесменов. Но постепенно режиссёр вносит в сюжет всё больше и больше политики. Он показывает, как властные бизнесмены обращаются с бесправными людьми, выкидывая их на улицу и увольняя с и так низкооплачиваемой тяжелой работы. У главного героя состоится много разговоров с разными людьми на тему социального неравенства и вседозволенности богатых. Где-то в середине фильма будет сцена в баре, которая как нельзя лучше иллюстрирует современную «золотую» молодежь. В бар, где сидели Чакыр, Надир и их друзья, заваливается сын короля мебели и требует, чтобы его и его друзей пустили повеселиться, указывая, что может купить здесь всё, в том числе и посетителей. Кульминационной точкой фильма становится разговор Чакыра и Мемдуха о политике, экономике и влиянии бизнеса на власть, который как нельзя лучше иллюстрирует современную российскую действительность. Фильм до сих пор не потерял своей актуальности и многие показанные в нём вещи стали реальностью в нашей путинско-медведевской России. Сам сценарий фильма, конечно же, не без изъянов и местами он не совсем внятен, но опять таки на всё это можно закрыть глаза и считать это особым стилем режиссёра, который, кстати, действительно оригинален и проявляется буквально во всём.
       Ремзи Айдын Жёнтюрк имеет свой собственный оригинальный стиль повествования и не стесняется экспериментировать с камерой, создавая причудливые и местами сюрреалистические образы. Повествование периодически прерывается показом заголовков газет с новостями о событиях, происходивших в те времена в Турции и за её пределами. В одной из газет даже упоминается Йылмаз Гюней. Всё это сопровождается красивой фолковой музыкой, которая очень приятна на слух и придает фильму особый, восточный колорит. Режиссёр активно экспериментирует с камерой и в ряде сцен она принимает весьма необычные ракурсы, в сцене в баре Жёнтюрк так и вообще создает некое подобие слайд-шоу, в котором перемежаются сцены с танцующей Фатош и готовым выстрелить Чакыром. Это символизирует его отношение к счастливому меньшинству (именно так авторы называют богатых бизнесменов и чиновников). Камера то и дело меняет ракурсы, поворачивается на 180 градусов, использует зумы и другие подобные приемы. Вообще, в фильме полно всяких необычных вещей, которые могут быть неадекватно восприняты не особо догадливыми и думающими зрителями. Например, главный герой никогда не падает на пол, даже когда его ранят и когда его расстреливают с автомата. Он готов умереть стоя, но никогда не упадет на землю и тем более на колени. Этим режиссёр символизирует борьбу рабочего класса и то, что его представители никогда не сдадутся даже в случае угрозы их жизням. Финальные сцены Жёнтюрк снимал с участием настоящей демонстрации, организованной Союзом Революционных Рабочих (DISK), а также использовал плакаты различных левых движений того времени таких как Торговый союз Левого крыла и DISK, что стало одной из причин его ареста и последующих судебных разбирательств. [Названия партий и движений являются приблизительным переводом].

       Действия в фильме довольно много. Главный герой будет крушить врагов направо и налево, участвуя в подпольной деятельности своего приемного отца. Помимо этого он совершит месть всем тем, кто угнетал его отца и таких как он в детстве и продолжат это делать по сей день. Это позволяет режиссёру продемонстрировать одну довольно жестокую сцену. Чакыр победил в честном поединке контрабандиста Тургута и отрубил ему руку здоровенным ножом. Всё это сопровождается не только оригинальной мелодичной музыкой, но и красивыми фолковыми композициями с вокалом. Ремзи А.Жёнтюрк не стал воровать музыку из западных картин, а лишь в паре мест использовал композиции из других фильмов, в том числе и знаменитую тему Арифа Меликова, которая играла в бесчисленном количестве картин, но впервые, по моим данным, появилась в совместной итало-турецкой картине «Рука, кормящая смерть» (La mano che nutre lamorte). В общем, помимо политического и социального подтекста в фильме есть, на что осмотреть даже в плане действия. Он хорош даже просто как жестокий и оригинальный криминальный триллер.
       Главную роль в фильме исполнил самый известный турецкий актёр Джюнейт Аркын. Это имя у большинства зрителей ассоциируется с ультрадешевой поделкой Четина Инанча «Человек, который спасет мир». К сожалению, у нас в стране известен именно этот совершенно несерьезный фильм и наверняка многие зрители будут ассоциировать турецкое кино именно с ним, хотя это в корне неправильно, ибо в этой стране наснимали достаточно качественных и серьезных лент, как например рецензируемый мной «Несгибаемый человек». Приемного отца главного героя сыграл тоже небезызвестный и очень талантливый актёр Эшреф Колчак. Он как нельзя лучше подходит для ролей одновременно и серьезных мафиози, и каких-нибудь полицейских инспекторов. Главная женская роль досталась очень симпатичной актрисе по имени Сунна Йылдызолу. Она очень хорошо смотрится на экране и прекрасно предает чувства девушки, любимый человек и родной отец которой являются злейшими врагами. Здесь, кстати, стоит отметить одну деталь. Фактически режиссёр внес немного инцеста в сюжет своего творения, ибо мать Чакыра была родной сестрой отца Фатош. Таким образом, они являются двоюродными братом и сестрой и никаких романтических отношений у них быть не может. Однако это не помешало режиссёру создать небольшую любовную линию между этими персонажами, хотя на чувства у них попросту не будет времени. Помимо вышеназванных актёров в фильме засветилось ещё не одно знакомое для любителей турецкого кино лицо: Мемдух Юн сыграл отца Фатош, Тургут Озатай исполнил роль владельца печатного издания, а Левент Чакыр прекрасно смотрится в амплуа правой руки главного героя. В принципе, актёрская игра очень неплохая, вот только Аркын в паре сцен немного переигрывает, но это опять таки всё мелочи при всех других достоинствах фильма.

       «Несгибаемый человек» - яркий пример того, как при очень низком бюджете, но с идеей в голове можно сделать хорошее кино, которое будет смотреться на одном дыхании, и на недостатки которого попросту не будешь обращать внимания. Хороший политический подтекст и криминальная составляющая делают этот остросюжетный фильм обязательным к просмотру в первую очередь тем, кто любит итальянские криминальные и политические фильмы 1970-х, Турецкая киношкола довольно сильно отличается от итальянской, но в то же время у них есть много общего, в особенности периоды расцвета жанров кино. В 1970-е турки активно снимали криминальное и политическое кино, джалло и эротические комедии, а в 1980-х перешли на боевики и триллеры. Всё как у итальянцев. Рекомендую просмотр «Несгибаемого человека» всем тем, кто открыт для нового и нестандартного и любит «забытые» шедевры, коим данный фильм и является.


Материал опубликован: 16 февраля 2010 года.