Круги под глазами


Оригинальное название: Les yeux cernés, Nuda per un delitto, Marked eyes.
Производство: Франция-Италия 1964г.
Режиссер: Робер Оссейн.
В ролях: Мишель Морган, Робер Оссейн, Франсуа Патрис, Мари-Франс Писье.
       «Круги под глазами» - один из наиболее известных фильмов одного из лучших французских режиссёров Робера Оссейна. Как обычно у Оссейна, лента представляет собой качественно снятый криминальный детектив с красивым черно-белым визуальным рядом. Но это далеко не лучшая работа именитого режиссёра…
       В маленьком городке в Альпах убит богатый промышленник. На место трагедии прибывает его вдова Флоренс, которую сразу же начинает закидывать письмами неизвестный, в которых он требует крупную сумму в обмен на информацию о смерти её мужа. Затем на арену выходит ещё один герой – работник Франц, которого покойный уволил за несколько дней до смерти. Этот Франц сразу же оказывается меж двух женщин: странные отношения с Флоренс и любовная линия с молоденькой официанткой Кларой. Но кто на самом деле убил промышленника и кто шлет загадочные письма его вдове?

       Робер Оссейн вновь снимает криминальный детектив с очень медленно развивающимся сюжетом. Действие происходит в маленьком городке и преимущественно в отеле, где остановилась Флоренс и где также проживает официантка и приходящий к ней Франц. Чёрно-белое изображение как нельзя лучше подходит к подобной неторопливой истории и создает очень умиротворенную атмосферу. Оператор Жан Боффети выверяет каждый кадр и выбирает нужные ракурсы для того, чтобы показать тихую жизнь маленького городка, которую нарушает это странное и неожиданное убийство.
       Сюжет развивается очень медленно, но любители фильмов Оссейна к этому уже давно привыкли, ибо он всегда умел создавать нужную атмосферу и добавлял в сценарий хитросплетения интриг. Но в этот раз его формула работает не в полную мощность. После убийства в прологе следует довольно продолжительный застой, в котором герои общаются, ходят по отелю, выясняют отношения, после чего Флоренс идет на встречу с неизвестным шантажистом, а затем всё повторяется. И только в финале авторы преподносят зрителю немного саспенса и действия. Полицейского расследования в фильме практически нет, хотя полицейский постоянно поддерживает связь с главной героиней, а какие-либо намеки на личность убийцы или же его деятельность так и вообще отсутствуют. Почему-то Оссейн решил как бы отойти от детективной составляющей в незнамо какую сторону, ибо все эти продолжительные сцены с разговорами ровным счетом не дают зрителю представления о главных героях, а лишь поверхностно показывают их взаимоотношения.

       Клара и Франц, хоть и являются любовниками, но постоянно ссорятся, а он довольно таки грубо обращается со своей глуповатой пассией. С Флоренс у Франца вообще загадочные отношения: вроде бы любовной линии нет, но что-то их связывает, хотя вряд ли зритель сможет сказать, что именно. Франц собирается уходить с работы и начать собственное дело, но что-то ему не дает этого сделать и он решает помочь Флоренс, что наводит на него подозрения, как со стороны вдовы, так и со стороны зрителя. Собственно, это и есть все главные герои фильма. Остальные – это второстепенные персонажи, которые несут минимальную смысловую нагрузку или вообще не имеют оной.

       Развязка всей этой истории получилась неожиданная и непредсказуемая. Но в первую очередь такой эффект достигается благодаря тому, что авторы на протяжении всего фильма не дают никаких намеков на то, кем может оказаться убийца. Разве что Франц вызывает подозрения, да и то весьма поверхностные. Но могу сказать, что финал у этой истории довольно эффектный. На актёрской игре останавливаться не буду. Скажу лишь, что Робер Оссейн в большинстве случаев сам исполнял главные роли в своих картинах. Не стал исключением и этот фильм, в котором он блистательно исполнил роль Франца.

       «Круги под глазами» - красивая и загадочная лента, но всё же чересчур затянутый бессмысленными сценами сюжет немного портит впечатление от просмотра. Знаю, что многие могут со мной не согласятся, но всё же выскажу свое субъективное мнение: затянутый сценарий не спасла даже грамотная постановка и отличная операторская работа. Это далеко не лучший фильм Робера Оссейна, хотя и плохим его не назовешь.

Материал опубликован: 23 мая 2011 года.