Белый олень


Оригинальное название: Valkoinen peura, Den vita renen, Noita, Noidan rakkaus, The white reindeer.
Производство: Финляндия 1952г.
Режиссер: Эрик Бломберг.
В ролях: Мирьями Куосманен, Калерво Ниссиля, Эдвин Кайане, Аарне Таркас.
       Лапландия – край белого безмолвия, тайн и первозданной природы. И вот в этих местах происходит действие старого и очень редкого фильма Эрика Бломберга «Белый олень». Основанная на каких-то старых финских легендах, эта лента до сих пор считается одним из лучших представителей финского кино. И не стоит смотреть на год выпуска, фильм у Бломберга получился захватывающий и очень красивый. Не зря в начале 1990-х американская компания «20 век Фокс» пыталась купить права на это творение и снять римейк, режиссёром которого должен был стать Кен Рассел. Но финны не дали разрешения на создание римейка, и проект был отменен. В 2009 году они сами решили переснять эту историю и выпустить на экраны одноименный фильм, но вряд ли кто-то из современных кинематографистов смог бы достичь уровня Бломберга, ибо его фильм можно смотреть даже без звука и наслаждаться великолепным черно-белым видеорядом.

       Этот призрачный и безумно красивый фильм начинается с показа зимних пейзажей под красивое женское пение. Подобный видеоряд непременно понравится всем любителям музыки жанра Black Metal. После того, как титры прошли, начинается сам фильм. Главная его героиня – девушка по имени Пирита, которую сыграла талантливая актриса и один из авторов сценария к фильму Мирьями Куосманен. Она живет в маленьком поселении среди суеверных и религиозных людей, которые отрезаны от всего остального мира и до сих пор исповедуют язычество. Девушка выходит замуж за местного мужчину, но тот постоянно отсутствует дома: то поедет на охоту на очень долгое время, то ещё куда-то. Пирите это надоело, и она идет к местному шаману с целью вернуть мужа и привязать его к себе. Тот проводит несколько обрядов, а затем приказывает девушке принести в жертву олененка у какого-то странного алтаря, территория которого сплошь усыпана костями этих животных. Пирита сделала всё так, как он сказал, но вместо обещанного возращения мужа получила вечное проклятье. Теперь она вампир, который к тому же ещё и может превращаться в белого оленя. Днем и вечером девушка будет выходить из дома и, превратившись в белого оленя, зазывать одиноких путников в безлюдные места, где, опять приняв человеческий облик, будет пить их кровь. Убить её можно только одним способом – вонзив холодное железо прямо в сердце. Впоследствии все жители деревни будут бежать в панике, едва лишь завидев это животное, а местные храбрецы сделают копья и пойдут на поиски ведьмы...
       Во вступительных титрах после названия красуется надпись «История ведьмовской любви». И действительно, после того как главная героиня превратилась в вампира, она начала дико страдать и поняла, что рано или поздно её настигнут и что финальный удар в сердце может нанести ничего не подозревающий муж. Режиссёр Эрик Бломберг уделяет очень много времени показу страданий главной героини, а актриса Мирьями Куосманен талантливо их передала на экране. Действующих лиц в фильме совсем мало и большинство из них являются второстепенными персонажами, но режиссёр подобрал талантливых актёров, которые очень хорошо смотрятся на экране даже в маленьких второстепенных ролях.

       Некоторые источники причисляют этот фильм к жанру ужасов, в то время как другие вообще затрудняются его классифицировать. Действительно фильм довольно трудно отнести к какому-либо определенному жанру. С одной стороны, взглянув на сюжет, можно безоговорочно отнести фильм к ужасам, но в то же время режиссер не акцентирует свое внимание на вампирской сущности главной героини, и старается показать переживания и страдания женщины, ставшей жертвой древнего проклятья, которое теперь будет преследовать её всю жизнь. Это не значит, что фильм скучен и полон мелодраматизма. Действия здесь, конечно же, совсем мало, да и диалогов много, но поставлено всё настолько грамотно, а главное красиво, что кино смотрится на одном дыхании.
       Главным плюсом фильма является наикрасивейший визуальный ряд. Наряду с «Озером мертвых» Кэрэ Бергстрёма это творение является одним из самых красивых фильмов всех времен и народов. Потрясающие по своей красоте черно-белые съемки нетронутой зимней природы и быта людей, живущих с ней бок о бок, не могут оставить равнодушным никого. Эрик Бломберг не только сидел в режиссёрском кресле, но и стоял у камеры, чтобы выверить каждый кадр и сделать так, чтобы он отливался северным сиянием, и чтобы от него пахнуло холодом Лапландских степей и гор, с которых очень долго не сходят снега. Солнце на горизонте, бескрайние степи, редкие деревья и белый-белый снег, отбрасывающий блики во все стороны – именно в такой среде живут главные герои фильма и именно здесь разворачивается трагическая история девушки, пожелавшей посредством магии вернуть своего мужа. Стоит также отметить довольно интересные сцены на ночном языческом ритуале, когда люди собираются вокруг костра и исполняют причудливые танцы под загадочные песнопения. Именно на этом празднике один из жителей и узнал ту, которая едва не убила его в безлюдном месте.

       Музыкальное сопровождение весьма неоднородно. На фоне вступительных титров и в финале звучит очень красивая музыка с не менее красивым женским пением, рассказывающим историю проклятой женщины. Остальная же часть фильма сопровождается, как правило, довольно веселыми мелодиями по типу тех, что играли в советских комедиях той поры. Не скажу, что эти мелодии сильно не клеятся с содержанием фильма и портят его, но мне кажется, что авторам следовало подобрать что-нибудь более печальное, особенно в сценах, где главная героиня приходит к мистическому алтарю, усыпанному костями, чтобы просить духов снять с неё проклятье. Но опять таки замечу, что необычный сюжет и великолепный визуальный ряд перекрывают все остальные недостатки фильма.

       «Белый олень» - это самая первая из пяти режиссёрских работ Эрика Бломберга. С 1960-х годов он навсегда ушел из кино стал снимать документальные фильмы для телевидения. И «Белый олень» стоит как бы особняком во всей фильмографии этого человека, ибо остальные его работы являются драмами, комедиями и мелодрамами. Не знаю, что подвигло Бромберга на создание столь необычной ленты, но это был определенно правильный шаг, ибо его результатом стал настоящий шедевр мирового кино, который почему-то до сих пор не издадут в нормальном виде и который рекомендуется к просмотру любому мало-мальски интересующемуся кино человеку.

Материал опубликован: 17 ноября 2009 года.