До смерти


Оригинальное название: Till death.
Производство: США 1974г. (вышел на экраны в 1978г.)
Режиссер: Уолтер Стокер.
В ролях: Кейт Эткинсон, Белинда Баласки, Маршалл Рид, Брюс Кимбалл.
       Это фильм видело совсем мало народу, о его судьбе тоже мало что известно. Он был снят в 1974 году и это единственная режиссёрская работа Уолтера Стокера. После этого картина по какой-то причине четыре года пролежала на полке и вышла на экраны только в 1978 году, а потом также быстро была забыта. В наши дни об этом творении мало кто помнит и мало кто его вообще видел, а попытки одного человека получить права на её издание не увенчались успехом. А ведь «До смерти» - это очень оригинальная и действительно мрачная и страшная лента, которую можно ставить в один ряд с лучшими шедеврами мрачных американских ужасов 1970-х таких как «Наследие Сатаны» Жерара Дамиано.
       Фильм начинается со сцены, в которой главный герой по имени Пол видит в ночном лесу образ девушки в белом. Он спускается в некий склеп, в котором находится роскошный гроб и лежащий в нём полусгнивший труп всё той же девушки в белом. Неожиданно она встает и начинает двигаться по направлению к Полу. Тот, естественно, пытается бежать к выходу, но с ужасом обнаруживает, что ворота склепа кто-то запер. Это был страшный сон главного героя, который просыпается в холодном поту и собирается в этот же день играть свадьбу со своей невестой по имени Энн (Белинда Баласки). Сыграв свадьбу, счастливые молодожены отправляются прогуляться по лесу. Оказавшись в ночном лесу со своей любимой, Пол опять видит призрачную женщину в белом где-то глубине и на этот раз он слышит её голос. Причем слышит и видит её только он. Желая всё же узнать, чем вызвано это видение, Пол выходит из машины и направляется к тому месту, где стояла девушка. Однако это едва не стоило ему жизни, ибо до того места дойти просто нельзя, так как путь преграждает обрыв. Пол срочно решает покинуть это проклятое место и ехать домой, но по пути случается трагедия. Молодожены попадают в аварию, в результате которой Энн гибнет. Проходит какое-то время, и Пол никак не может успокоиться. Он винит себя в случившейся трагедии. Выйдя из больницы, молодой человек прямиком направляется к склепу, в котором покоится его любимая. Опять сильно расстроившись, он потерял сознание, а нерадивые работки кладбища закрыли ворота склепа, даже не проверив, есть ли там кто-нибудь внутри. Глубокой ночью Пол слышит странный голос, доносящийся из могилы Энн. Оказывается, что девушка не погибла, а была в каком-то коматозном состоянии и теперь очнулась. Пол счастлив, ведь теперь им нужно только дождаться утра и они опять будут вместе. Но постепенно он начинает замечать какие-то странности в поведении Энн, а она всё больше и больше говорит о том, что эта ночь будет последней в их жизни и что некто не отпустит её из этого склепа. Пройдет ещё немного времени и Полу придется убедиться в этом собственноручно…

       Сюжет этого фильма хоть и очень оригинальный и интересный, но всё же содержит кучу ляпов и неточностей. Скажем, что делала молодая пара ночью в лесу в первую брачную ночь? Очень странно. Дальше-больше. Зачем Пол ехал на большой скорости ночью по бездорожью, да ещё и с выключенными фарами? Это и стало причиной аварии. Очень странно, что врачи не определили, что Энн не умерла. Но этот факт ещё как-то можно принять, сославшись на их безалаберность. В то же время все эти ляпы пусть и очень наглядны, но никак не повлияют на ваше отношение к фильму, ибо он интересен не сюжетом и подобные мелочи за просмотром столь интересного и красивого фильма быстро забываешь.
       Итак, главный герой оказывается запертым в склепе, а на улице начинает темнеть и надвигается буря. Услышав крики жены, Пол сначала подумал, что сходит с ума, но потом всё же догадался достать гроб и открыть его крышку. Однако счастье молодого человека было недолгим. Его Энн с каждым часом ведет себя всё страннее и страннее. Вот тут то и проявился талант создателей. Они настолько закрутили сюжет этой ленты, что зритель до последнего будет сидеть в неведении. А когда развязка всех этих событий станет известна, то всё равно будет много вопросов и сомнений и зрителю придется самому додумывать объяснение произошедшим событиям. И вариантов будет несколько. Финал картины очень необычный и дает зрителю возможность пофантазировать и сделать свое умозаключение о том, что случилось той ночью в склепе.

       Как минимум половина действия фильма проходит в сыром и мрачном склепе. На улице гроза, оборвавшийся провод упал на железные ворота и теперь к ним нельзя прикоснуться. И в этой жуткой атмосфере при тусклом свете свечей сидят двое возлюбленных и ждут своего часа. Энн предчувствует страшные события и старается быть ближе к мужу и объяснить ему, что это последняя ночь, когда они могут быть вместе, но он этого не понимает. А когда придут «они», то будет уже поздно. Режиссёр мастерски нагнетает атмосферу и можно сказать, что весь фильм пропитан скорбью и печалью. Мрачная и меланхоличная музыка Джима Э.Нормана и Чика Рэйнса только ещё больше усугубляет и без того траурную атмосферу.
       Фильм снят очень дешево, можно сказать на голом энтузиазме, но создатели знали, что они хотели получить на выходе и сделали всё возможное, чтобы картина действительно вгоняла зрителя в депрессию и действительно была загадочной. Здесь нет никаких модных даже для того времени спецэффектов и практически нет никакого действия. Дизайн «их» впечатляет, несмотря на то, что делается это очень примитивно. Ведь главное – не как сделано, а как выглядит. И выглядят «они» просто потрясающе. Сцены, где «они» начинают тушить свечи, и Энн начинает паниковать, смотрятся просто потрясающе. Режиссёр ближе к концу фильма дополняет свою траурную атмосферу некоей нервозностью и безумием, чтобы вконец запутать зрителя и в финале так и не дать объяснения произошедшим событиям. Зритель будет знать гораздо больше, чем пришедшие утром работники, но он всё равно будет в таком же неведении как и они и сможет только догадываться о причинах произошедших событий.

       На главные роли Уолтер Стокер пригласил Кейта Эткинскона и Белинду Баласки. Эткинскон, к сожалению, так и не стал настоящим актёром и всю жизнь снимался в эпизодических ролях каких-то сериалов. А вот Белинда Баласки приобрела некоторую известность и даже снималась в фильмах именитых режиссеров, таких как Джо Данте. Оба они отлично исполнили свои роли и замечательно передали переживания героев. Без хорошей актёрской игры фильм смотрелся бы на порядок хуже.

       «До смерти» - один из самых мрачных фильмов из всех, что я видел и воистину оригинальная работа, которая особенно будет интересна тем, кто испытал на себе то, что произошло с главным героем. Это красивая, оригинальная и пугающая лента о вечной любви и тайнах загробного мира, которые человечество никогда не сможет постичь. Рекомендуется всем любителям депрессивного и «тёмного» кино, ибо это настоящий шедевр и теперь один из моих любимых фильмов.

Материал опубликован: 19 сентября 2010 года.