Время убийц

  • Оригинальное название: Il tempo degli assassini.

  • Производство: Италия 1975г.

  • Режиссер: Марчелло Андреи.

  • В ролях: Джо Далессандро, Мартин Бэлсам, Магали Ноэль, Россано Брацци,
    Гвидо Леонтини, Оттавиано делль'Аккуа, Альваро Витали, Чинция Мамбретти,
    Джанлука Фарнези, Сеттимо Сегнателли.

В сентябре 1975 года в итальянском прокате появился очередной фильм на тему бесчинств молодёжных банд. Картина «Кипящая грязь» (Fango bollente), снятая Витторио Салерно, довольно быстро стала пользоваться популярностью у зрителей, принося своим создателям неплохой и стабильный доход. По всей видимости, «Грязь» произвела впечатление на малоизвестного итальянского режиссёра Марчелло Андреи, который буквально вслед за выходом на экраны ленты Салерно, взялся за съёмки фильма аналогичной тематики, пригласив на главную роль Джо Далессандро, сыгравшего Овидио Майнарди (главарь банды) в «Fango bollente». И вот в конце года на экраны вышел ещё один фильм, эксплуатирующий тематику молодёжной преступности в современной Италии: «Время убийц», удостоившийся положительного отзыва от обозревателя популярной газеты La Stampa.

Пьеро - беспутный молодой человек, пользующийся авторитетом у таких же, как и он, парий своего района. Парень собирает вокруг себя нескольких, наиболее отмороженных, индивидов и они совместно совершают целый ряд преступлений. Что-то они делают ради удовлетворения своей извращённой натуры, что-то - исключительно ради добычи денег. Пьеро и его головорезам удаётся довольно долго выходить сухими из воды, хотя за их деятельностью пристально следит полицейский комиссар, только и ждущий момента, чтобы нейтрализовать бандитов. Но удача постепенно отворачивается от преступников...

Марчелло Андреи решил не снимать 100-процентный cinema d'azione, а создать некий микс, где действие имеет далеко не основное значение. В итоге получилась достаточно необычная картина, напоминающая репортаж с социального дна крупного итальянского города того времени.

Пьеро - вырождающийся тип. Он живёт с женщиной старше его, имеющей от него ребёнка. На жизнь он зарабатывает криминалом, например, хитро спланированными кражами; добытое в таких делах имущество Пьеро сдаёт своему знакомому Поджи - нечистому на руку владельцу магазина. Этот человек иногда даёт Пьеро и его команде «работу», коя, разумеется, связана с нарушением закона. Но Пьеро любит совершать преступления и просто так, ибо его дегенеративная натура не может обойтись без радости от причинения вреда другим людям. Компенсировать насилием собственную ущербность - весьма распространённое в тамошней среде явление, поэтому Пьеро без труда находит себе «соратников». Перечень злодейств шпаны обширен: автоугоны, хулиганство, избиения, изнасилования, убийство. Главарь банды может «похвастаться» ещё и доведением до суицида: он отдал на поругание своим приятелям свою юную любовницу (кстати, беременную от него); не пережив такого чудовищного события, девушка покончила с собой.

Режиссёр грамотно создаёт отталкивающую картину повседневности неблагополучного района. Целые толпы длинноволосой и грязноватой молодёжи, готовой к нарушению законодательства заставляют вспомнить предостережения гигиенистов кон.XIX - нач. XX вв., ратовавших за насильственную стерилизацию дегенератов с целью недопущения ухудшения породы. В борьбе с этими ордами недочеловеков проводит дни и ночи полиция, скованная по рукам и ногам необходимостью соблюдать законность. В «II tempo degli assassini», конечно же, присутствует персонаж, «оппонирующий» отрицательному главному герою - полицейский комиссар. Эту роль Андрей доверил опытнейшему Мартину Бэлсаму. Последний отлично смотрится в образе тучного и очень уставшего от не самой приятной работы служителя закона. Он не всегда может сдерживать свои порывы и пускает в ход кулаки, но его основное оружие заключается в громадном опыте и умении стратегически мыслить. Шаг за шагом комиссар подбирается к группировке Пьеро и в конце-концов полицейского ждёт удача.

Несомненным плюсом этого крайма можно считать наличие в нём персонажа священника, сыгранного Россано Брацци. Этот служитель культа, со свойственным всем клерикалам идеализмом, верит, что с молодёжной преступностью надо бороться не репрессиями, а душеспасительными беседами, чем этот слуга Господа и занимается. Филантропический настрой святого отца не сходит на «нет» даже после того, как он был жестоко избит преступниками. Ближе к концу фильма нас ждёт любопытный диалог между комиссаром и священником. Вообще же полицейский и служитель культа олицетворяют здесь два фокуса умозрительной эллиптической модели: один фокус - борьба с криминалом любыми средствами (комиссар), другой - нравственное увещевание (священник).

Кровавых сцен тут не очень много, но они и не нужны, так как режиссёр умело давит на психику зрителя и без этого. Затаскивание отчаянно сопротивляющейся девушки в кусты группой отморозков, в то время как Пьеро с улыбкой разговаривает с её молодым человеком способна погрузить в мрачное состояние практически любого человека. А история отношений Пьеро с влюбившейся в него Сандрой - верх отвращения. Просмотр «Времени убийц» порождает ощущение пребывания в липкой и зловонной грязи, в которую, за 100 минут времени, зритель погружается почти что полностью.

«Время убийц» - необычный и добротный криминальный фильм, снятый малоизвестным режиссёром. Балансируя на грани «чистого» крайма и «капиталистического реализма» II tempo degli assassini неплохо смотрятся на фоне ряда однообразных poliziottesco. Эта картина явно будет интересна почитателям итальянского криминального кино.

Автор обзора: Almost Human.


Материал опубликован: 26 мая 2014 года.