Синдром Эдгара Аллана По

  • Оригинальное название: Le syndrome d'Edgar Poe.

  • Производство: Франция 1995г.

  • Режиссер: Норбер Дж. Мунт (Н.Дж.Мунт).

  • В ролях: Сильвэн Шарле, Кристиан Бьер, Бриджит Боргезе, Мишель Лемуан, Келу Парент, Кристоф Лёмэр.

Имя подпольного французского режиссёра Норбера Мунта знакомо немногим. А ведь он работал с начала 1980-х и успел снять ряд действительно оригинальных и интересных низкобюджетных, почти любительских фильмов. А главное – в качестве актёров у него в разное время появлялись Жан Роллен, Мишель Лемуан, Ричард Харрисон и Говард Вернон. Собственно, это и не позволило его фильмам окончательно кануть в неизвестность. Режиссёр активен до сих пор, но как владелец видео-магазина в Париже, а от кино он отошел во второй половине 1990-х.

Наиболее известной работой Мунта является «Огрофф», о котором я уже писал на страницах этого сайта. Но, как оказалось, несмотря на мой сугубо положительный отзыв, это не самый лучший фильм французского энтузиаста от хоррора. Сейчас речь пойдет об одной из его последних работ, а именно о готическом психоделическом и просто «больном» фильме под интригующим названием «Синдром Эдгара Аллана По», вышедшем на видео в 1995 году.

Главными героями фильма является некий мужчина по имени Родерик (Кристиан Бьер) и его тётушка, а по совместительству и графиня (Сильвэн Шарле), которые живут в старинном, пришедшем в упадок и разрушающемся замке, на ремонт которого у них нет денег. Родерик возомнил себя потомком Эдгара По и пытается написать роман, а графиня надеется заработать на этом и наконец-то поправить своё финансовое положение и вновь вернуться в высшее общество. Но написание романа идет туго, ибо у Родерика проблемы с психикой и зачастую он не может ничего придумать. Графиня придумывает разные дикие способы, чтобы вернуть ему вдохновение и в один день приглашает в замок любительницу BDSM и пыток Мореллу (Бриджит Боргезе), которая издевается над Родериком, а затем вместе с графиней начинает предавать пыткам и убивать каждого, кому не посчастливится оказаться в окрестностях замка. Но это ещё далеко не всё…

В начале этого обзора я не зря назвал этот фильм «больным». Он действительно содержит массу дикостей и неприятных для неподготовленного и ранимого зрителя вещей. Я бы даже сказал, что у стандартной публики он вызовет омерзение и возмущение, но не у нас, любителей странного, дикого и, что называется, obscure кино. В прологе нам показывают один из снов Родерика, в котором он оказывается в склепе, где начинают оживать мертвецы, а он в панике старается не дать им восстать из могил. Далее этот человек вновь не может сесть за написание романа, после чего графиня дает ему то, что обычно помогает вернуть вдохновение: она достает из сейфа кусок разложившейся плоти и дает ему нюхать, после чего тот жалуется, что она помешала ему насладиться и прийти в себя, играя на арфе. Это только начало фильма…

Дальше-больше. Приехавшая бывшая проститутка Морелла начинает всячески унижать и истязать Родерика: она бьет его кнутом, избивает, а затем на его глазах предает пыткам и убивает людей, от чего у горе-писателя разыгрывается воображение и он принимается за работу. В одну ночь Морелла придумывает новую забаву и приглашает Родерика в комнату своего спящего мужа: вместе они поджигают его деревянную ногу, после чего тот выпрыгивает из окна, а Родерик снова начинает активно создавать свой «шедевр». Вдобавок к этому он постоянно ведет разговоры о смерти, причем в весьма поэтическом стиле, как бы обожествляя, восхищаясь ей и мечтая присоединиться к «прекрасному» миру мертвых.

Будет здесь и ещё ряд интересных сцен и персонажей. Периодически героев этого фильма будет преследовать человек в чёрных одеяниях, эдакий убийца без лица из фильмов джалло 1970-х, вооруженный топором. Он даже настигнет нескольких героев, а его личность будет раскрыта только ближе к финалу. С ним же связано тёмное прошлое самой графини, которая не очень-то любит об этом рассказывать, но её скелеты в шкафу непременно выпадут во второй половине фильма.

Ну и не могу упомянуть ещё парочку персонажей и сцен, чтобы читатель уже окончательно понял, что его ожидает в этом фильме. У обитателей замка есть родственники, а именно молодая девушка по имени Ровена (Келу Парент), которая приезжает к ним с новым женихом. Поначалу кажется, что она нормальная, но очень быстро не без участия Родерика и его речей о мире мертвых, начинают проявляться её некрофильские наклонности. Несмотря на все протесты мужа, она отправляется в склеп, где позже её застают за совокуплением с полусгнившим трупом, а позже Родерик предлагает её мужу бежать куда подальше и объясняет, что она хочет остаться там, в склепе, в мире мертвых, что, собственно, впоследствии и происходит. Как видите, одна дикость сменяет другую…

Бюджет картины, конечно же, был совсем мизерный и её фактически можно назвать любительской. Но всё же она не настолько любительская, как всем известные представители немецкого андерграунда. Нет, фильмы Мунта сняты более качественно, их сюжеты оригинальны и не зациклены на бесконечной демонстрации насилия и крови. Я бы сказал, что это нечто среднее между обычным кино и любительскими поделками.

При своей продолжительности в почти 100 минут и достаточно малом количестве интенсивного действия картина смотрится с большим интересом и ни на минуту не заставит зрителя скучать. Режиссёр постоянно шокирует зрителя всё более дикими сценами, а также создает действительно необычную атмосферу. Я бы сказал, что это готический фильм ужасов с элементами психоделии. Всё действие фильма происходит в замке и его окрестностях. В качестве замка служит старинный особняк (видимо, авторам не удалось получить доступ в настоящий замок и они ограничились особняком). В основном нам показывают его внутри, а также склеп во дворе, находящийся глубоко под землей. Замок окутан древней и мрачной историей: якобы он был построен не древнем кладбище и проклят, поэтому в его стенах царит декаданс, а сам он медленно проваливается в пучину болот, на которых стоит.

Что же касается визуального ряда и атмосферы, то надо сказать, что авторы действительно постарались на славу. Готические интерьеры замка, общее «больное» настроение и цветовая палитра погружают зрителя в мрачный мир мертвых, как бы предвещая, что ничего хорошего в будущем героев картины не ждёт. Да и какова может быть судьба этих людей? Вдобавок к этому режиссёр активно экспериментирует с цветом, использует разные краски, подсвечивает лица, пытаясь передать эмоции героев, и создает сцены с элементами психоделии. Всё это смотрится действительно оригинально и интересно. Саундтрек также заслуживает внимания: в фильмах Норбера Мунта всегда звучала достаточно интересная музыка и «Синдром…» не стал исключением. На этот раз над саундтреком работала актриса Сильвэн Шарле и получилась у неё пусть и не идеальная с технической стороны, но вполне атмосферная электронная музыка. Примитивные, мрачные и ритмичные мелодии сменяются эмбиентными треками, которые как нельзя лучше подходят к творящемуся на экране безумству и здорово дополняют атмосферу и визуальный ряд.

Спецэффекты. Конечно же, в фильме есть действие, обнаженка и сцены насилия. Пытки и убийства в склепе показаны достаточно подробно, но так как у авторов не было денег, то они не могли развернуться по полной, что, однако, не остановило их от демонстрации ряда шокирующих сцен. Что можно сказать о спецэффектах? Для такого кино они очень даже хороши. Честно говоря, я видел гораздо хуже, причем в фильмах более опытных режиссёров, скажем, в картинах того же Фреда Олена Рея… так что здесь нареканий нет. Только вот не стоило пытаться показать сцену разрушения замка, когда нет ни финансов, ни технической возможности, но с другой стороны не могу не поставить плюс за энтузиазм и смекалку.

Норбер Мунт частенько старался пригласить хоть одну известную поклонникам еврокульта личность, хотя бы на эпизодическую роль. И это у него получалось, благодаря знакомству с некоторыми культовыми личностями, которые, как мне кажется, тоже помогли ему стать режиссёром и снимать столь интересные и оригинальные ленты. На этот раз эпизодическая роль досталась небезызвестному Мишелю Лемуану, автору немалого количества порнографических лент и другого интересного французского хоррора «Зловещие выходные графа Царева» (Les week-ends maléfiques du Comte Zaroff, 1976). Появляется он в самом финале в роли одного из врачей, пришедших забрать Родерика в психиатрическую клинику. Роль садистки досталась Бриджит Боргезе, знакомой по эротической и порно продукции 1970-х, в том числе и режиссуры Жана Роллена. Внешность у неё, мягко сказать, на любителя, но любителям девушек-уток и губ Анджелины Джоли должно понравиться. Но настоящими звездами этого творения являются соратница режиссёра Сильвэн Шарле и молодой актёр Кристиан Бьер, которые очень хорошо передали странные и дикие взаимоотношения графини и её больного на голову племянника.

«Синдром Эдгара По» - наверное, лучший фильм Норбера Мунта, а также ещё один представитель немногочисленной, но очень занятной и интересной французской школы ужасов. Оригинальное, больное и не перестающее удивлять кино! Рекомендации.

Материал опубликован: 23 марта 2014 года.