Отель на час в Санкт-Паули


Оригинальное название: Das Stundenhotel von St. Pauli.
Производство: ФРГ 1970г.
Режиссер: Рольф Олсен.
В ролях: Курд Юргенс, Томас Фишер, Бригитте Мира, Анджелика Отт.
       Немецкое кино не настолько хорошо известно российскому зрителю, как скажем итальянское или американское. Все знают о существовании немецких вестернов, крими-фильмов по Эдгару Уоллесу и ряде других вещей. Но мало кому известно, что приблизительно в то же время, во время расцвета и уже начинающегося заката крими-жанра в ФРГ существовала ещё одна параллельная серия лент, над которой иногда работали режиссеры экранизаций романов Эдгара Уоллеса. Имя её – krautsploitation. Это, если так можно выразиться, крими для взрослых. Эти фильмы также имеют криминальный сюжет, полицейские расследования, джазовую музыку, но они лишены юмора, той элегантности, присущей крими и той легкости. Наоборот, это очень жесткие ленты, рассказывающие о преступном мире известного района Гамбурга – Санкт-Паули.
       Санкт-Паули имеет давнюю историю и всегда славился дурной репутацией. Первые поселения на территории будущего района Гамбурга появились в середине XIII века, и называлась эта местность тогда Гамбургерберг. В XVIII веке сюда сгоняли людей зараженных чумой, а чуть позже то же самое делали и в период эпидемии холеры. Ещё позже в местечке Гамбургерберг была построена больница для тех, кто страдал инфекционными и психическими заболеваниями. И ближе в XIX веку Гамбургегберг был переименован в Санкт-Паули, который стал частью Гамбурга в 1894 году. Местное правительство приложило немало усилий, чтобы сделать жизнь людей этого района такой же, как и людей из других районов города, но, несмотря на все усилия, Санкт-Паули так и оставался местом, где собирались люди с низким доходом и просто низы общества и преступники. Даже в наши дни Санкт-Паули считается одним из самых криминализированных мест не только Германии, но и всей Европы. Вот о жизни этого местечка и рассказывают krautsploitation фильмы.

       «Отель на час в Санкт-Паули» считается одним из лучших фильмов жанра в целом и одной из лучших режиссёрских работ Рольфа Олсена, автора нашумевшей «Кровавой пятницы» (Blutiger Freitag). Действие фильма происходит в 1970-е в гамбургском районе Санкт-Паули. Главным героем фильма является Комиссар Канисиус (Курд Юргенс), который днями и ночами работает, даже не надеясь получить поощрения от начальства. Впрочем, его это не сильно беспокоит, ибо он любит свою работу и с ловкостью распутывает самые запутанные дела. Однако в один вечер случилось много странных и страшных вещей. Сын Канисиуса был сильно искалечен в протестной демонстрации во время столкновений с полицией. Канисиус, отработав 16 часов, вместо того, чтобы идти навестить сына в больнице вынужден вновь отправиться на работу, дабы расследовать странное убийство в отеле с плохой репутацией. Дело в том, что это почасовой отель, куда приходят проститутки с клиентами, жены приводят своих любовников, прячутся наркоманы, гомосексуалисты и прочая публика. И в эту же ночь здесь совершается убийство молодого человека, который был замечен в гомосексуальной связи с очень состоятельным бизнесменом. Но подозрения падают сразу на несколько людей и теперь Канисиус обязан просчитать все варианты и найти истинного убийцу, который действительно прячется в отеле и вновь готов нанести удар…
       Прочитав моё описание сюжета, вы, наверное, подумаете, что это банальный детектив. Официально этот фильм можно причислить к жанру детективов, но то, как он снят, не дает мне назвать его детективом в чистом виде. Дело в том, что Рольф Олсен, на счету у которого были картины самых разных жанров, в том числе и детские фильмы, всегда тяготел к насилию и это творение не стало исключением. Помимо хорошей детективной интриги зрителя ждет кровавое убийство и парочка мимолетных откровенных эротических флэшбэков в сцене, где горничная будет подглядывать за постояльцами отеля. В середине фильма Рольф Олсен, будущий режиссёр мондо-фильмов типа «Шокирующая Азия» и «Путешествие на тот свет» (Journey into the beyond), продемонстрирует реальную операцию на сердце. Причем сделает всё это во всех подробностях, скорее всего, используя настоящие съемки подобной операции.

       Атмосфера фильма тоже очень особая, ни на что не похожая и именно она, как говорят знатоки, объединяет всю серию. Авторы почти всех фильмов по полной программе демонстрируют преступный мир гамбургского района Санкт-Паули, а также политическую и социальную ситуацию ФРГ того периода, благодаря чему фильм в некоторых моментах будет труден для восприятия, ибо, садясь за его просмотр, желательно хотя бы немного знать реалии ФРГ того времени. Главными героями фильма будут не только полицейские, но и постояльцы отеля, среди которых будут как богатые, так и бедные люди. Это наркоман, убивший полицейского и ищущий убежища вместе с новой дозой, проститутки, приводящие сюда клиентов, часть из которых является богатыми извращенцами, любовники, которые прячутся здесь от своих вторых половинок, женщина-вуайеристка, гомосексуалисты, один из которых занимает приличное положение в обществе, и тому подобная публика. И вот в такой атмосфере и среди таких людей должен будет работать и так уставший Комиссар Канисиус, чей сын может вот-вот умереть на больничной койке и кому ни в коем случае не разрешено покидать своего рабочего места, ибо, как я слышал, по тогдашним законам даже при нехватке сил власти одного района не имели права приглашать следователей, комиссаров и инспекторов из других районов.
       Сюжет фильма развивается довольно медленно и полон местами довольно сложных диалогов, отражающих политическую ситуацию того времени. Режиссёр уделяет очень много времени переживаниям главного героя, комиссара Канисиуса, а актёр Курд Юргенс отлично передает их на экране. Этот человек вынужден работать и расследовать убийство какого-то опустившегося гомосексуалиста, в то время как его сын умирает на больничной койке. Развязка всей этой истории оказывается ещё более неожиданной и уже, конечно же, вряд ли кто догадается об истинной личности и истинных мотивах убийцы. Несмотря на то, что в фильме совсем мало действия и довольно много диалогов, смотрится он на одном дыхании.

       «Отель на час в Санкт-Паули» - очень необычная и интересная лента, которая, конечно же, понравится единицам, ибо сейчас в моде у зрителей только фильмы с большим количеством действия, а это более вдумчивая работа, с хорошей атмосферой, грамотной актёрской игрой и продуманным до мелочей сюжетом. Однозначно одна из лучших работ Рольфа Олсена, которую я рекомендую всем, что называется open-minded людям.

Материал опубликован: 24 октября 2010 года.