Роузлэнд

  • Оригинальное название: Roseland.

  • Производство: США 1971г.

  • Режиссер: Фредрик Хоббс.

  • В ролях: Кристофер Брукс, Э.Керриган Прескотт, Пегги Браун, Виктор Альтер, Карла ЛиБрицци.

Фредрик Хоббс – малоизвестный режиссёр и скульптор. В 1963 году он создал некий новый вид искусства – «автомобильный арт» под названием «Parade sculpture», который уходил корнями в древние религиозные процессии и самодвижущиеся изображения. В 1960-е годы у него было три подобные выставки «Sun Chariot», «Three Thieves», «Trojan Horse», которые выходили за пределы «музейности» и демонстрировались аудитории в реалиях повседневной жизни. Эти движущиеся скульптуры показывали в Нью-Йорке, Калифорнии, а также как часть национального шоу о путешествиях «The highway». В начале 1970-х Хоббс был пионером ещё одного вида искусства Art eco, а его работы можно увидеть в ряде крупных и престижных музеев США.

В то же время, а именно в конце 1960-х, Фредрик Хоббс решает попробовать себя в кинематографе и в 1969 году вместе с неким Гордоном Мюллером выпускает странную сюрреалистическую психоделическую фантазию под не менее странным названием «Тройка» (Troika). К сожалению, ныне этот фильм не доступен ни в каком варианте и ходят слухи, что он утерян навсегда. Это была его единственная роль в кино, и он играл сам себя. 1970-й год ознаменовался сотрудничеством с известным в узких кругах продюсером эротической продукции Гарри Новаком, которое вылилось в очень странную и опять таки авангардную психоделическую ленту «Роузлэнд». Эта картина также относится к наименее известным работам режиссёра. И, наконец, в 1973 году выходит сразу две ленты Хоббса – «Монстр из индейских равнин» (Godmonster of Indian flats, 1973) и «Призрак Алабамы» (Alabama’s ghost), снятые в жанре сюрреалистического фильма ужасов. После этого Хоббс решает навсегда уйти из мира кино.

Сейчас речь пойдет о второй режиссёрской работе Фредрика Хоббса – сюрреалистической фантазии «Роузлэнд». Название фильма можно трактовать по-разному. Это и местность в Чикаго, и «Мир роз», и «Розовый мир». Но не в названии дело, а в самом фильме, который оказался весьма странным и очень авангардным. Главным героем фильма является Адам Уэйнрайт (Э.Керриган Прескотт), бывший певец, а теперь озабоченный безработный, который страдает от непреодолимой тяги красть порнографическую продукцию. Естественно, в один день он был пойман, и ему предложили два пути – либо тюрьма, либо курс у психиатра. Адам, конечно же, выбирает второе, но психиатр выставил его за дверь, едва узнав, что ему нечем платить за очередной сеанс. Далее следует разговор со священником и огромное количество странных и непонятных приключений, ближе к концу которых Адам окажется в психиатрической клинике в окружении обнаженных девушек и пообщается с самим Иеронимом Босхом, голландским художником XV-XVI веков. Но это ещё не конец истории, и впереди главного героя ждёт ещё больше сюрреализма и психоделии…

Так как продюсером фильма был Гарри Новак, то нетрудно догадаться, что в нём будет огромное количество сцен с обнаженкой и эротики. Собственно, фильм на треть из них и состоит. Когда главный герой приходит к психиатру на сеанс, нам демонстрируют его видение-сон, в котором нас ждёт путешествие в какой-то доисторический мир с огромным количеством полуобнаженных женщин. Всё это заканчивается эротической сценой. После этого нас ждёт путешествие в клуб с обнаженными танцовщицами, в котором главный герой и сам попробует станцевать на сцене, ну а в психушке он будет кувыркаться сразу с двумя девушками. Финал – это сплошное «месиво» из обнаженных тел, которые поклоняются огромному фаллическому символу.

Этот фильм можно было бы назвать банальной sexploitation поделкой, которые в огромных количествах выпускали в конце 1960-х - начале 1970-х в США, но манера подачи материала, сюжет и стиль режиссёра резко выделяют эту ленту из сотни подобных работ. Режиссёр снабжает свой фильм множеством разнообразных странных сцен, использует необычную цветовую гамму и ракурсы, а также постепенно превращает сюжет в нечто малопонятное и сюрреалистическое. Ближе к финалу главный герой встречается с Иеронимом Босхом, который оказался негром, а сама встреча проходит в одной из камер психиатрической клиники с картинами на стенах. В финале нас ждет довольно продолжительное действо, в котором обнаженных поклонников фаллического символа осыпают с вертолета какими-то химикатами, которые имеют разные цвета и окрашивают всю эту публику. Сцена видений Адама у психиатра вообще снята в чёрно-белом виде.

У главного героя состоится разговор со священником, который расскажет Адаму о влиянии порнографии на людей и зависимости от неё (в наши дни как никогда актуально) и ещё о ряде своих исследованиях на эту тему. Будет у него разговор и со своим работодателем, который даст главному герою деньги и выставит вон. Всё это иногда прерывается сценами видений и даже одним музыкальным номером с очень страшной и толстой негритянкой. Главные роли исполнили всё те же люди, которые будут играть в последующих фильмах Фредрика Хоббса, а именно Кристофер Брукс (Иероним Босх) и Э. Керриган Прескотт (Адам). Об актёрской игре здесь говорить не приходится, ибо она не может быть выдающейся в силу низкого бюджета этого фильма и самого стиля постановки.

Мне трудно высказать своё мнение о фильме. Персонально мне это кино не понравилось, но в то же время я не могу не признать всю его необычность и оригинальность, всю нестандартность подачи материала и вообще талант Фредрика Хоббса. Все три виденных мною фильма этого человека получили не самые лестные отзывы, но везде я признаю оригинальный и новаторский подход Хоббса к созданию своих картин. Ему бы побольше бюджеты и тогда, вполне возможно, он бы снимал ещё более интересное кино. Что же касается «Роузлэнда», то я не жалею о потраченном времени на этот необычный фильм, но вряд ли буду пересматривать его в будущем. И не потому что он такой плохой, а в силу своего восприятия. Возможно, кому эта картина придется по душе и кто-то будет от неё в восторге, поэтому любителям всяких странностей и необычностей стоило бы с ней ознакомиться.

Материал опубликован: 18 января 2012 года.