Крыса во тьме


Оригинальное название: Una rata en la obscuridad.
Производство: Мексика 1979г.
Режиссер: Альфредо Салазар.
В ролях: Ана Луиза Пелуффо, Анаис де Мело, Рикардо Кортес.
       Мексиканский режиссёр Альфредо Салазар является младшим братом известного актёра и режиссёра Абеля Салазара, имя которого в первую очередь связывают с многочисленными готическими фильмами ужасов 1960-х годов. Альфредо не достиг такой популярности, как брат, и его карьера была не такой уж успешной. Однако, покопавшись в фильмографии этого человека, можно найти ряд интересных вещей. Его дебютная режиссёрская работа «Провинция черепов» (El charro de las Calaveras, 1965) является странным гибридом вестерна и фильма ужасов, в котором присутствует большое количество персонажей, включая оборотня, мертвецов и даже супергероя. А последняя режиссёрская работа «Дьявольское наследство» (Herencia diabolica, 1994) является вариацией на тему фильма Альфредо Б.Кревенны «На краю ужаса» (Al filo del terror).

       В 1979 году Альфредо Салазар решает обратиться к жанру готического фильма ужасов и снимает очень необычное творение под названием «Крыса во тьме». Фильм начинается как стандартная история дома с привидениями. Две сестры Жозефина (Ана Луиза Пелуффо) и Сониа (Анаис де Мело) покупают старинный особняк в маленьком мексиканском городке. В этом доме уже давно никто не жил, а судьба его предыдущих хозяев неизвестна. На стене в гостиной висит портрет какой-то брюнетки, предположительно предыдущей хозяйки дома, который сразу же завораживает Сонию. Постепенно в доме начинают происходить странные вещи. Сначала сестры слышат шорохи, крысиный писк. Потом появляются сами крысы, а по ночам особняк начинает сотрясаться как будто от легкого землетрясения. Ещё позже к Сонии начинает являться та самая брюнетка, которая постепенно соблазняет девушку и полностью подчиняет её волю. Однажды это нечто сведет в могилу обеих сестер, а в финале дом будет опять выставлен на продажу. Но это ещё не всё…
       С самого начала просмотра понимаешь, что бюджет этого творения если и был, то микроскопический, ибо сюжет максимально сокращает издержки производства: действие происходит преимущественно в одном особняке, действующих лиц всего двое (за исключением некоторых второстепенных персонажей), спецэффектов и действия нет вообще. Но зато какой финал! Честно говоря, я ожидал увидеть всё, что угодно, и меня трудно удивить, но то, что показал нам режиссёр выходит за рамки моих ожиданий, и повергло меня в легкий шок и удивление. Но в то же время, несмотря на всё вышеописанное, фильм смотрится на одном дыхании и наверняка очень порадует любителей готических фильмов ужасов и кино про дома с привидениями.

       Как я уже сказал, практически всё действие происходит в старинном особняке с соответствующим убранством и частенько при свете свечей. Старинная антикварная мебель, пыльные книжные полки, каменные лестницы, роскошные спальни и подобные вещи присутствую здесь в больших количествах. Городок, в котором находится особняк, также походит на нечто средневековое и древнее, правда покажут его нам всего лишь в одной сцене, а во всех остальных главная героиня будет садиться на машину и ехать в большой современный город. Мне очень понравилась операторская работа Мигеля Гарзона, который мастерски поставил свет и сделал так, чтобы в нужных сценах этот особняк смотрелся особо зловеще. Мне очень понравились сцены, в которых Ана Луиза Пелуффо ходит по дому со свечей в руках под странные звуки, сопровождаемые довольно оригинальной музыкой.
       Действия в фильме нет вообще, за исключением летающих в финале предметов и мимолетного сражения двух сестер. Это фильм-ожидание и он полностью держится на атмосфере и визуальном ряде. Однако режиссёр решил подстраховаться и вставил в своё творение довольно много сцен с обнаженкой. Фактически сам сюжет насквозь пропитан эротизмом, ибо призрачная брюнетка соблазняет двух героинь, что позволяет продемонстрировать как просто обнаженку (с Анаис де Мело), так и полноценную и довольно «жаркую» сцену с Аной Луизой Пелуффо. Всё это сопровождает просто восхитительный психоделический саундтрек Альфредо Диаза Орлаза, который написал настолько красивую музыку, что её можно с удовольствием слушать и отдельно от фильма. Местами progressive rock, местами эмбиент с шорохами и скрипами, а местами вообще нечто ритмичное и психоделическое, но всегда неизменно печальное и мрачное это музыкальное полотно как нельзя лучше подходит для подобного визуального ряда и загадочного сюжета.

       В фильме всего два действующих лица, не считая второстепенных персонажей и загадочной брюнетки. Роль Жозефины досталась одной и из самых востребованных актрис мексиканского кино Ане Луизе Пелуффо. Несмотря на то, что на момент съёмок ей было уже 50 лет, он всё ещё великолепна, красива и сексуальна. Удивительно, как это ей удавалось сохранять свою фигуру и красоту, ибо она продолжила сниматься в подобной продукции даже в 1980-е. Роль сестры главной героини досталась малоизвестной актрисе Анаис де Мело, которой почему-то сделали наиужаснейшую прическу «под мальчика». Конечно же, звездой фильма является госпожа Пелуффо и именно она участвует в наиболее откровенных эротических сценах, а также просто достойно исполняет свою роль.

       «Крыса во тьме» - очень оригинальный и красивый готический фильм ужасов, который наверняка шокирует большинство зрителей своей, мягко говоря, экстравагантной развязкой. Загадочная атмосфера, красивый визуальный ряд, оригинальный саундтрек и отличная игра Аны Луизы Пелуффо делают этот фильм обязательным к просмотру всем любителям неторопливого мистического кино. А лично для меня это творение, несмотря на некоторые несуразности в сюжете, является шедевром.


Материал опубликован: 28 декабря 2010 года.