Ненасытный Сатана


Оригинальное название: Pyasa Shaitan.
Производство: Индия 1984г.
Режиссер: Джогиндер Шелли (Джогиндер).
В ролях: Камал Хассан, Джогиндер Шелли (Джогиндер), Мадху Малхотра, Рашми, Кумар.
       Несмотря на то, что индийское кино всегда пользовалось популярностью в нашей стране, российский зритель практически не знаком с его обратной стороной, а именно мистическими картинами и фильмами ужасов. Даже после распада СССР дистрибьюторы продолжали издавать лишь старые проверенные временем фильмы, даже не пытаясь поискать что-нибудь такое, чего российский зритель доселе не видывал, а с приходом 2000-х и общим изменением стиля кинематографа об этом можно забыть навсегда, ибо большинство современных зрителей (к счастью в основном из молодежи) считают старые фильмы дерьмом по умолчанию и смотрят только новинки, каким бы мусором они не были. Но тем не менее в Индии была своя очень необычная хоррор-школа, которая за последние годы, конечно же, тоже претерпела кардинальные изменения. Но не будем о плохом, поговорим лучше о тех временах, когда ещё умели снимать хорошее кино за малые деньги.

       Монополистами в жанре фильмов ужасов в Индии были браться Тулси и Шиям Рамсей. С начала 1970-х они создали ряд картин, которые высоко оцениваются не только земляками, но и зарубежными зрителями. Некоторые из этих фильмов даже были изданы на DVD в западных странах. Это были очень странные, но в то же время красивые картины, которые придутся по вкусу не каждому зрителю и даже не каждому любителю индийского кино. Помимо братьев Рамсей в стране был ещё ряд режиссёров, чьи картины так и остались безвестными и до сих пор не изданы в нормальном виде даже у себя на родине. Часть из них канули в небытие из-за своего низкого качества, в то время как другие вполне достойны, чтобы их помнили и пересматривали будущие поколения. Одним из таких фильмов является «Ненасытный Сатана» режиссёра Джогиндера Шелли, который также исполнил одну из главных ролей в своем творении.
       К сожалению, этот фильм не переводился даже на английский язык и единственная возможность его посмотреть - индийский VCD среднего качества. Но сюжет, в принципе, интуитивно понятен, хотя многие его детали, конечно же, остаются вне понимания иностранного зрителя. Итак, в прологе мы видим как стильная женщина и неприятной наружности мужчина придаются любовным утехам в машине (и она попутно умудряется вести её, никуда не врезаясь), а затем женщина зачем-то направляется в лес, где её атакуют живые растения. После этого мы видим какой-то зловещий особняк, в котором некий старик проводит богомерзкие ритуалы перед странной статуей. Тут же появляется зловещее лицо дьявола, который душераздирающими воплями начинает произносить какие-то фразы, а старик в это время пьет кровь из чаши. Далее действие переносится в небольшую деревню, в которую приезжает всё тот же проводивший ритуалы человек, но теперь уже в обличии молодого человека. Это слуга дьявола. Постепенно он будет соблазнять девушек из разных конфессий и приносить их в жертву своему господину. Он приводит их в свой особняк в комнату со статуей, а дальше дьявол делает свое дело - пьет их кровь и дарит своему слуге вечную молодость. Однажды, молодой человек познакомился с девушкой и влюбился в неё, но дьявол тут же продемонстрировал ему, что будет, если ослушаться его приказа и не привести девушку к статуе, и слуга был вынужден подчиниться. В финале местные жители собираются на войну со злыми силами и врываются в особняк, чтобы всеми конфессиями уничтожить нечисть...

       Признаюсь, я никогда не видел ничего подобного. Дело, конечно же, не в сюжете, который в принципе не отличается особой оригинальностью. Вопрос в том, как всё это снято. Режиссёр Джогиндер Шелли создал весьма необычный сюрреалистический и одновременно дико мрачный видобычный сюрреалистический и одновременно дико мрачный видеоряд. Он активно использует анимацию и различные необычные приемы, чтобы создать призрачный мир, полный всяких странных символов и местами вообще непонятный зрителю. История с завидной периодичностью прерывается показом жуткого лица дьявола, который своим диким голосом произносит какие-то фразы. Местами он появляется в виде призрака. И надо сказать, что все его появления всегда приходятся к месту. Он как будто всегда находится рядом со своим слугой и дает ему наставления. Роль дьявола исполнил сам режиссёр и надо сказать, что внешний вид у него действительно страшный. Огромный нос и шевелюра, а также борода чуть ли не на всё лицо... добавьте к этому озлобленный внешний вид, жуткий голос и получите приблизительную картину. Во многих сценах режиссёр использует мультипликацию и сопровождает фильм различными образами, время от времени появляющимися на экране. Наверное, читателю сейчас показалось, что это смотрится по-детски и превращает фильм в сказку, но могу вас заверить, что это не так. Авторы мастерски совместили мультяшные образы с фильмом, благодаря чему он полон необычных сюрреалистических сцен. Например, в преддверии смерти кого-нибудь из героев в окне появляется череп или на пол-экрана начинает мелькать скелет. Передвижение дьявола сопровождается показом жуткого монстра на фоне движущейся по дороге камеры, а различные оптические и мультипликационные эффекты, сопровождающие появление дьявола только добавляют оригинальности и жути фильму. В общем-то, словами это не описать, это надо видеть собственными глазами.
       При своей продолжительности в 100 минут фильм является слишком коротким по меркам индийского кино, ибо их фильмы, как правило, идут больше двух часов, а иногда и больше трех. Скучать зрителю не придется, даже, несмотря на то, что сюжет развивается не очень быстро. Все эти образы и продолжительные сюрреалистические сцены очень интересно смотреть, а уж когда приходит время действия, то зритель на 100% забудет о течении времени. В этом фильм чем-то отдаленно схож с «Бредом сумасшедшего» Жозе Можики Маринша, в котором тоже стандартный сюжет был «разбавлен» огромным количеством диких сюрреалистических сцен. Фильм Джогиндера Шелли ничем не уступает бразильской ленте по показу дикостей.

       Предвкушая вопрос о наличии песен и плясок в данном творении, отвечу, что они тут присутствуют. Не думаю, что можно отыскать индийский фильм тех лет, где не было бы хотя бы одной песни или одного танца. Таких сцен здесь всего две. Одна из них вполне красиво снята и довольно коротка, а вот вторую пришлось промотать, ибо она весьма продолжительна, а все эти танцы и песни меня никогда не впечатляли. Помимо всего прочего режиссёр умудрился приправить свою историю небольшим количеством обнаженки где-то в середине фильма. Это тоже не характерно для старого индийского кино. Сцены эти сняты тоже весьма необычно и, конечно же, очень целомудренно. Максимум, что придется увидеть зрителю - обнаженная женская грудь. В остальных же сценах девушки будут в нижнем белье, а главное - актрисам следовало бы похудеть перед съемками в подобных эпизодах.

       Особой жестокости в фильме нет, как нет и кровавых убийств. Дьявол просто выпивает кровь своих жертв подобно вампиру и иногда нам показывают его окровавленные руки. Но вкупе с болезненной и мрачной атмосферой этого вполне достаточно, чтобы произвести на зрителя впечатление. В прологе режиссёр по-видимому цитирует «Зловещих мертвецов» Сэма Рейми, ибо сцена с растениями, нападающими на женщину, как две капли воды похожа на оную из культового американского ужастика. Но на этом цитирование заканчивается и всё, что происходит дальше, является плодом фантазии режиссёра. Музыкальное сопровождение тоже весьма необычно и довольно таки приятно н слух, хотя в данном случае оно является лишь фоном ля жуткого видеоряда из дикостей, творящихся на экране. Удивительно, но факт: в финале христианский крест играет одну из ключевых ролей в уничтожении дьявола...
       Отдельно стоит отметить вступительные титры в начале фильма. Во-первых, я уже и не надеялся их увидеть, ибо они появляются только на 15-й минуте. Во-вторых, выглядят они крайне необычно. Имена двух главных актёров пишутся на их портретах, к которым пририсовываются вампирские клыки, а имена остальных можно лицезреть на фоне жутких монстров и живых мертвецов, причем весьма и весьма неприятных. Остальная часть титров проходит на фоне призрачного особняка в жуткую грозовую ночь. Актёрская игра стандартна для индийского кино. Она ни плоха ни хороша. Могу лишь отметить, что режиссёр фильма с упоением играет дьявола и очень хорошо смотрится на экране. Роль его слуги исполнил довольно известный индийский актёр Камал Хассан, появление которого в подобной продукции почему-то удивило многих любителей индийского кино. Возможно, из-за того, что этот фильм считался неким «низменным кино», в котором не положено участвовать звездам. Низменное оно или нет, а в финальных титрах указано, что скоро на экраны выйдет вторая часть фильма. К сожалению, скорее всего, она так и не была снята, ибо никакой информации о ней нигде нет. Но есть одна зацепка: многие источники путаются с годом издания этого фильма и указывают три разных даты - 1984, 1985, 1995. Первые две понятны, фильм вполне мог быть снят в те времена. Но вот откуда берут 1995 год? Ведь при просмотре «Ненасытного дьявола» сразу видно, что он был снят в начале 1980-х или даже в конце 1970-х, но никак не в середине 1990-х. Не это ли дата второй части, которая, возможно, и была снята, но не была выпущена на экраны? Ответа на этот вопрос пока нет.

       Общий итог: «Ненасытный Сатана» - кино на любителя. Не каждый сможет высидеть такое и понять стиль режиссёра. Это кино, скорее всего будет интересно только любителям экзотики и всяких странностей, ибо рядовой зритель скорее всего будет в большом шоке и вряд ли досмотрит сие творение даже до половины. Любителям индийского кино можно посмотреть этот фильм хотя бы ради интереса, ибо такого у нас никогда не показывали и уже не будут показывать. Но в любом случае «Ненасытный Сатана» очень неординарная и оригинальная работа, аналогов которой я пока не встречал.

Материал опубликован: 5 декабря 2009 года.