Пророчество

  • Оригинальное название: Prophecy.

  • Производство: США 1979г.

  • Режиссер: Джон Франкенхаймер.

  • В ролях: Роберт Фоксворт, Талия Шир, Арманд Ассанте, Ричард Дайсарт, Виктория Рачимо.

В конце 1970-х начался всплеск популярности на экологические хорроры, показывающие, к чему может привести загрязнение окружающей среды и прочие ужасы воздействия человека на природу. В большинстве случаев это были фильмы ужасов с экологическим подтекстом, которые и по сей день смотрятся с большим интересом. Одним из лучших фильмов в этом мизерном жанре является «Пророчество» Джона Франкенхаймера, вышедшее в 1979 году.

Этот фильм некоторые зрители сравнивают с «Ночным крылом» (Nightwing, 1979) Артура Хиллера. И, правда, сюжеты этих картин немного перекликаются, но по стилистике они совершенно разные. Картина Хиллера – это приятное мистическое атмосферное полотно, а лента Франкенхаймера – жуткое и страшное творение, которое заставит вас включить свет во всех комнатах и проверить, хорошо ли запрета дверь.

Главным героем фильма является врач по имени Роб (Роберт Фоксворт). Это небезразличный человек, которому болью в сердце отдаются чужие страдания. Для проведения определенных исследований он вместе с женой Мэгги (Талия Шир) отправляется в места с нетронутой природой, где живет индейское племя под предводительством Джона Хоукса (Арманд Ассанте). С недавних пор одна крупная частная компания положила глаз на эти места и собирается вырубить весь лес. Естественно, индейцы не хотят просто так сдавать места своих предков, но они бессильны против богатых бизнесменов и купленных ими чиновников, которые уже начинают использовать чёрный пиар, выставляя индейцев пьяницами и бездельниками. А между тем, в этих местах объявилось нечто, которое убивает людей. Индейцы говорят, что это древнее божество пришло в наш мир, чтобы спасти их дом, но на самом деле причина кроется в бумажной фабрике, которая расположена неподалеку и активно сбрасывает ртуть и прочие химикаты в близлежащую реку. То, с чем придется столкнуться главным героям, превзойдет их самые смелые фантазии…

Я неспроста назвал этот фильм страшным. Это действительно очень напряженное и жуткое кино, которое наверняка подарит массу острых ощущений любителям фильмов ужасов. В первой половине фильма сюжет развивается достаточно медленно и на экране не происходит ничего страшного. Эта часть фильма отдана вступлению и индейскому мистицизму. Приехавший доктор знакомится с индейским племенем, их традициями, а также узнает, что эти места – «волшебные» и что здесь многие животные имеют более крупные размеры, нежели должны быть. Гигантские рыбы, большие головастики… Старейшина племени рассказывает о древнем божестве, которое он видел своими глазами и которое, по его словам, призвано спасти эти места от уничтожения. Это роднит данный фильм с «Ночным крылом» Артура Хиллера, в котором старейшина также предсказал явление древнего бога для спасения их резервации.

Во второй половине фильма главные герои понимают, что к чему, и воочию видят это «древнее божество». На деле им оказался гигантских размеров медведь-мутант, который уничтожает всё на своем пути. С течением времени частота его появлений только увеличивается, а жестокость убийств возрастает. Авторы продемонстрируют не только откусывание головы, царапины от когтей, но и смерть ребенка от его здоровенных лап. Сцена, в которой этот монстр нападает на индейскую деревню в разгар ночи, просто великолепна и смотрится очень жутко. Это создание появляется словно из ниоткуда, его жуткая морда показывается из-за деревьев и начинается жатва смерти. Далее зрителя ждёт ещё ряд жутких сцен, среди которых будет преследование оставшихся в живых героев по лесу и сцены на реке. Финал картины лишен оптимизма и мог бы стать хорошим поводом для продолжения, но его, к сожалению, не последовало.

Картина так хорошо смотрится во многом благодаря отличному гриму и интересным монстрам. Это будут и просто маленькие мутировавшие животные, которые даже при желании не могут причинить человеку вред, и жуткие гигантские монстры типа медведя. Выглядит он весьма жутко, а его сила и размеры дают понять, что надежды на спасения при встрече с ним у человека быть не должно. Жестоких сцен здесь немного, но они всё иже имеются и помогают авторам ударить ещё сильнее по нервишкам зрителя. Операторская работа Гарри Стрэдлинга мл. выше всяких похвал. Благодаря нему ночные сцены смотрятся так жутко и атмосферно и вкупе с медведем-мутантом производят неизгладимое впечатление на зрителя.

Роберт Фоксворт неплохо смотрится в роли приехавшего в этот ад врача, но мне кажется, что на эту роль можно было взять актёра более харизматичного. А вот молодой Арманд Ассанте великолепен в роли индейского активиста и очень хорошо вписался в эту роль. Талия Шир, хоть и не может похвастаться своими внешними данными, очень хорошо передала драму женщины, которая узнала, что местная еда приводит к мутациям внутри организма и что в первую очередь это скажется на ребенке, которого она ждет. В общем, актёры хорошо справились с отведенными им ролями, а режиссёр и его команда отлично постарались, чтобы подарить нам хорошее кино. В результате мы получили настоящий шедевр жанра ужасов, который одновременно интригует и пугает, в котором есть и атмосфера, и жестокие убийства, и интересный сюжет. Честно говоря, не вижу смысла придираться к этому замечательному фильму и искать какие-либо недостатки, ибо посмотрел его с большим удовольствием и, как и в случае с «Ночным крылом», включил его в список своих любимых фильмов.

Материал опубликован: 02 января 2012 года.