Полиция обвиняет: секретная служба убивает


Оригинальное название: La polizia accusa: il servizio segreto uccide, Silent Action, Chopper Squad.
Производство: Италия 1975г.
Режиссер: Серджио Мартино.
В ролях: Люк Меренда, Томас Милиан, Мел Феррер, Делия Боккардо, Микеле Гаммино,
Паола Тедеско, Клаудио Никастро, Джанфранко Барра, Том Фелени, Антонио Казале,
Клаудио Гора, Аттилио Доттезио (нет в титрах), Лоредана Нушиак (нет в титрах).
       «Полиция обвиняет: секретная служба убивает» - третье по счету сотрудничество известного итальянского режиссёра Серджио Мартино и не менее известно актёра Люка Меренды. На этот раз Мартино решил снять неторопливый криминальный фильм с элементами политики, благодаря чему он не понравился некоторым зрителям, которые ждали большого количества действия, погонь и перестрелок. На деле же это более вдумчивая работа с очень размеренным темпом развития сценария и одним небольшим недостатком, о котором я расскажу чуть ниже.
       Фильм начинается с демонстрации убийств ряда высокопоставленных чиновников. Некие люди убивают власть имущих и подстраивают всё так, что у полиции не будет ни малейшего сомнения в том, что это были несчастные случаи. Далее мы знакомимся с главным героем фильма – настырным инспектором Джорджио Сольми (Люк Меренда), который расследует убийство шантажиста, так или иначе связанного со спецслужбами. По ходу развития сюжета мы узнаем, что за всеми этими убийствами стоит некая подпольная организация, которая сначала пытается свалить убийство шантажиста на проститутку Джулиану (Паола Тедеско), но та пытается бежать и с этого момента неизвестные начинают убивать всех, кто может пролить свет на их тайну. Причем след этот ведет в секретное разведывательное управление, ряд чинов которого замешаны в подготовке государственного переворота…

       Многие итальянские режиссёры тех лет придерживались левых взглядов и очень активно отражали их в своих фильмах – криминальных и политических, да и ситуация в стране была нестабильная, что и оказало значительное влияние на их работы. Но Серджио Мартино был не из их числа и придерживался скорее прозападных взглядов, что также отразилось на его карьере. Соответственно и его попытка снять политическое кино обернулась очень необычным результатом, а именно фильмом, в котором нет такой сильной политической линии, но зато имеется неплохая криминальная и детективная составляющая. Здесь главный герой борется не с погрязшей в коррупции и связях с мафией системой, а с некой фашистской организацией, готовящей государственный переворот и завербовавшей некоторых высокопоставленных чиновников и бизнесменов. Он выступает на стороне системы, он не придерживается левых взглядов и говорит слова о демократии, которые в наши дни произносят лидеры западных государств перед тем, как бомбить другие страны или вводить санкции для неугодных лидеров. Режиссёр вроде бы и обращается к политике и пытается придать своему творению некий политический привкус, но он едва ли прослеживается, и картина смотрится скорее как некая фантазия на тему того, как «подпольная фашистская организация пытается захватить власть».
       Будучи очень талантливым режиссёром Серджио Мартино задает такой темп развития и снимает свой фильм так, что даже несмотря на малое количество действия, он смотрится с большим интересом. Расследование убийств инспектором Сольми протекает очень медленно и каждый раз, когда он уже вот-вот подходит к разгадке, некая таинственная организация начинает убирать свидетелей и полностью обрывает малейшие зацепки, которые находит главный герой. Конечно же, догадаться о причастности человека из секретного разведывательного управления к подпольной организации нетрудно, но в то же время Мартино очень грамотно дозирует информацию и большую часть экранного времени зритель владеет куда более обширные сведениями, нежели главный герой. Финальные сцены походят на отрывок из военного боевика и представляют собой сражение отряда полиции с лагерем повстанцев, в котором они готовились к грядущему наступлению и захвату власти. Ну и финал картины также не разочарует зрителя, ибо выдержан в лучших традициях итальянского политического кино.

       Будучи мастером жесткого кино, Серджио Мартино не мог не шокировать зрителя парочкой жестоких убийств, а также жуткой сценой в прологе, в которой человек попадает под поезд и ему отрубает голову. Брызги крови летят прямо в экран. Немногочисленное действия в фильме смотрится очень эффектно и его техническая сторона не вызывает никаких нареканий. А вот музыкальное сопровождение Лучиано Микелини подозрительно похоже на стиль Эннио Морриконе. Но в любом случае оно является очень приятным дополнением к происходящим на экране событиям.

       На главные роли режиссёр пригласил довольно много известных актёров. Люк Меренда хорошо смотрится в роли настырного и честного инспектора, который готов идти до конца и распутать это сложное дело. Бывший муж Одри Хэпберн Мел Феррер играет роль судьи, который большую часть времени вставляет палки в колеса инспектору Сольми и старается как можно быстрее закрыть это дело. Томас Милиан на этот раз довольствуется очень скромной ролью капитана Марио Сперли, представителя секретной службы. Он очень спокоен, даже скромен и не выделяется на фоне других актёров. Ветеран итальянского политического и криминального кино Клаудио Никастро на этот раз играет чуть ли не эпизодическую роль – роль начальника тюрьмы, в которой убили важного свидетеля. Ну и Делия Боккардо сыграла подружку главного героя. Любители итальянского кино увидит ещё множество знакомых лиц и узнают не одного завсегдатая кино Италии того периода.

       «Полиция обвиняет: секретная служба убивает» - очень качественная работа талантливого режиссёра Серджио Мартино, которую можно рекомендовать всем любителям криминального кино 1970-х. Как политический этот фильм получился немного несуразным, а вот с точки зрения качественного еврокрайма он великолепен и именно так его и надо воспринимать.

Материал опубликован: 05 августа 2011 года.