Холодные глаза страха

  • Оригинальное название: Gli occhi freddi della paura, Cold eyes of fear, Desperate moments.

  • Производство: Италия-Испания 1971г.

  • Режиссер: Энцо Дж.Кастеллари.

  • В ролях: Джанни Гарко, Джованна Ралли, Фрэнк Вольфф, Фернандо Рей, Хулиан Матеос, Карин Шуберт.

Несмотря на популярность джалло в конце 1960-х – первой половине 1970-х известный итальянский мастер развлекательного кино как то прошел мимо и не стал пытаться что-либо сделать в этом сугубо итальянском жанре кино. Некоторые источники со мной не согласятся и причисляют к джалло его ленту 1971 года «Холодные глаза страха». Название и впрямь подошло бы к какому-нибудь стильному итальянскому триллеру, но на деле от джалло здесь разве что атмосфера, а остальных атрибутов жанра нет и в помине.

Питер Флауэр (Джанни Гарко), сын влиятельного и богатого судьи Хуэза Флауэра (Фернандо Рей), прожигает свою жизнь в ночных клубах и ни о чём не задумывается. В одну ночь он снимает девушку по вызову Анну (Джованна Ралли) и ведет её в шикарное имение отца, зная, что тот против. Но им не удалось позабавиться, ибо дома их встретил неизвестный человек с пистолетом (Хулиан Матеос), который так и не сказал, что ему надо от Питера и Анны. Чуть позже прибывает полицейский с поручением от отца (Фрэнк Вольфф) и как только Питер попытался подать ему знак о том, что в доме вооруженный человек, тот сразу же ударил его по лицу. Это сообщники и у них определенная цель. Эти люди хотят найти кое-какие документы многолетней давности, а Питер начинает понимать, что его отец шел к богатству и славе не совсем честным путем…

Фильм начинается с достаточно интересного пролога: на девушку в спальне нападает неизвестный мужчина в чёрных одеяниях с ножом в руке. Вполне возможно, что именно эта сцена и общая атмосфера фильма заставляет ряд рецензентов причислять данное творение к жанру джалло. На деле же это была всего лишь часть шоу в одном из ночных клубов, которые посещает главный герой. Далее сюжет строится по другому принципу.

Практически весь фильм герои будут находиться в доме судьи и все события будут происходить в его стенах. Только иногда нам будут показывать самого судью в рабочем кабинете, а всё остальное экранное время отдано перипетиям и интригам между оказавшимися в доме Питером с подругой и неизвестными преступниками. И никаких убийств здесь больше не будет: никакого человека в чёрных перчатках, никакой обнаженки, только атмосфера действительно подходит для джалло. Поэтому я бы причислил данное творение к жанру криминальных триллеров.

Итак, события развиваются достаточно медленно, и зритель сможет основательно познакомиться с героями, узнать, чем они живут и что из себя представляют. Режиссер всё время держит зрителя в неведении и он, как и герои, не знает, что это за люди вторглись в дом уважаемого судьи и что за документы они ищут. Попутно авторы создают воистину мрачную и напряженную атмосферу, которая оказывает на зрителя куда больший эффект нежели сцены насилия или действие. Во время просмотра сидишь прикованный к экрану, не отвлекаясь ни на минуту, ибо всё построено так, что зритель сам становится заинтригованным и с нетерпением ждёт развязки этой детективной истории. В финале он, возможно, поменяет своё отношение к некоторым героям и уж точно будет удивлен тем, какая получилась развязка у этой истории.

Все события, показанные в фильме, происходят в одну ночь, и режиссёр делает эту ночь в жизни героев по-настоящему ужасной. Напряжение растет с каждой минутой, ибо ни Питер, ни Анна не знают истинных мотивов визита двух незнакомцев, а попутно атмосфера сгущает краски и картина словно вот-вот ступит на территорию сверхъестественного. Она бы не была так хороша без шедеврального саундтрека Эннио Морриконе: мрачные экспериментальные и «скрипучие» джазовые мелодии очень хорошо передают дух кино Италии того времени, дух эксперимента и смелости его авторов, и создают воистину пугающее настроение. А интенсивная развязка в финале наносит сокрушительный удар по натянутым нервам зрителя. Сама же развязка этой истории многозначительна - авторы не дают однозначного ответа на вопрос: как сын отнесется к открывшейся правде о его отце?

Главные роли Энцо Дж. Кастеллари отдал звездам европейского кино того времени. Джанни Гарко, регулярный актёр спагетти-вестернов и немецких эротических комедий, очень достоверно передает на экране образ напуганного беспечного сынка влиятельного судьи, а Джованна Ралли превосходно вжилась в характер итальянской проститутки, которую не очень то интересует судьба клиента, когда на кону её собственная жизнь. Фрэнк Вольфф, как всегда, талантливо исполняет роль главаря банды из двух человек, вторгшейся в дом судьи, в амплуа которого выступил тоже небезызвестный Фернандо Рей. Ну и в прологе внимательный зритель заметит молодую Карин Шуберт, хорошую актрису и будущую порнозвезду. Ей досталась роль девушки из шоу, на которую нападает маньяк в чёрных одеждах.

«Холодные глаза страха» - настоящий шедевр итальянского кино 1970-х. Напряженный, красиво снятый, атмосферный и закрученный он понравится всем любителям добротных триллеров и тем, кто любит джалло, ибо атмосфера этого творения превосходит многие ленты того времени, снятые по канонам стильных итальянских маньячных триллеров. Рекомендации.

Материал опубликован: 09 декабря 2014 года.