Ночь смерти

  • Оригинальное название: La nuit de la mort!, Night of death.

  • Производство: Франция 1980г.

  • Режиссер: Рафаэль Дельпар.

  • В ролях: Изабель Гоге, Шарлотта де Туркхайм, Мишель Флавиус, Бетти Беккерс.

Во Франции по сравнению с той же Италией было снято не так уж и много мистики и ужасов. В основном французская школа страшного кино ассоциируется с именем Жана Роллена, который на протяжении нескольких десятилетий клепал оригинальные романтические картины про вампиров. Но были и другие авторы, которые с переменным успехом обращались к жанру страшного кино и порой выдавали очень достойные ленты, ныне преданные забвению. Одним из таких авторов был безвестный Рафаэль Дельпар, который увековечил своё имя оригинальным и безумным фильмом 1980-го года «Ночь смерти».

«Ночь смерти» – это плод совместных усилий Рафаэля Дельпара, который до этого, как водится, снимал в том числе и порно-фильмы, и Клода Пирсона (автор безумного порно-хоррора «Девушка в мехах» (La fille à la fourrure, 1977)). С самого начала зрителя встречает мрачная музыка с печальным женским пением, на фоне которой идут титры. Далее мы знакомимся с главной героиней, девушкой по имени Мартин (Изабель Гоге), которая отправляется на работу в удаленный дом престарелых, находящийся в безлюдной местности в старинном замке. Поначалу ей здесь нравится, а чудаковатые обитатели этого заведения нисколечко её не напрягают. Но после того, как пропала её подруга Николь (Шарлотта де Тюркхайм), Мартин начала подозревать, что в этом месте творятся странные вещи. По ночам она слышит крики и шорохи, а позже находит остатки вещей Николь и обгоревший чемодан с её именем. Она ещё не знает, какую страшную тайну скрывают обитатели этого места и какая роль уготована ей в их безумных игрищах…

Я специально не стал раскрывать даже десятую часть сюжета этой ленты, ибо он действительно оригинален, непредсказуем и полон пугающих сюрпризов. Рафаэль Дельпар и Ришар Жоффо сумели написать очень грамотный сценарий, а впоследствии превратить его в замечательный фильм. Всё-таки французская школа ужасов хоть и малочисленна, но большинство лент имеют свой неповторимый стиль и колорит. Не стала исключением и «Ночь смерти».

События в фильме развиваются достаточно медленно, а убийств здесь будет и подавно совсем немного и основной экшен авторы приберегают для финала. А остальная часть фильма отдана рассказу о жизни Мартин в странном доме престарелых, её общению с обитателями этого места, а также догадкам, подозрениям, шорохам и достаточно жестокому убийству Николь в середине фильма. Большинство обитателей этого места – безумцы. И даже нанятый слуга тоже не совсем дружит с головой. Фактически «нормальными» здесь являются Николь и Мартин, но первую авторы достаточно быстро выведут из игры и оставят Мартин один на один с толпой сумасшедших.

Рафаэль Дельпар любил фильмы ужасов и старался создавать атмосферные картины, правда, не лишенные кровавых эффектов. «Ночь смерти» – это уникальное сочетание атмосферы, готики и ультражестокого насилия, которое будет не очень частым гостем данной ленте, но эти сцены непременно врежутся в память зрителя, во многом благодаря качественно сделанным спецэффектам и замечательной музыке Лорэна Пётижирара. Тревожные симфонические мелодии в сопровождении женского вокала, песни «на мрачную» тематику, а также различные шорохи и скрипы в замке – всё это помогает авторам нагнать страх на зрителя. Финальные сцены достойны высшей похвалы, ибо здесь нас ждёт интенсивное и напряженное действие, а сам финал, как и следовало ожидать, очень неожиданный и шокирующий…

Итак, время подвести итог. Перед нами действительно оригинальная и качественная работа, ещё один представитель малочисленной школы французского хоррора, который можно поставить на одну полку с множеством шедевров жанра из других стран. К сожалению, во времена выхода на экраны картина не имела особой популярности, во многом благодаря тому, что в то же время в кинотеатрах шло «Сияние» Стэнли Кубрика, но всё же картина окупила себя и позволила авторам немного подзаработать и продолжить карьеру в киноиндустрии. А нам по прошествии времени стоит оглянуться назад и посмотреть этот фильм, ибо на проверку он оказался шедевром.

Материал опубликован: 30 марта 2013 года.