Никто не слышал криков


Оригинальное название: Nadie oyó gritar.
Производство: Испания 1973г.
Режиссер: Элой де ла Иглесия.
В ролях: Кармен Севилья, Висенте Парра, Антонио Касас, Мария Аскерино.
       Первая половина 1970-х, наверное, было лучшим временем в карьере испанского режиссёра Элоя де ла Иглесии, ибо именно в эти годы он снимает свои лучшие и самые известные фильмы, такие как «Капля крови, чтобы умереть любя» (Una gota de sangre para morir amando) и «Неделя убийцы» (La semana del asesino). В этот же период выходит менее известная, но не менее интересная его картина – закрученный и неторопливый триллер «Никто не слышал криков».

       Главная героиня фильма – не совсем молодая женщина по имени Элиза (Кармен Севилья), которая за приличные деньги становится на несколько дней любовницей старых богатеев. Профессия у неё такая. Однажды она отказывается от очередной встречи и не летит в Лондон, чтобы отправиться в свою новую квартиру в фешенебельном доме. Поднявшись на этаж, он встречает там мужчину по имени Мигель (Висенте Парра), который пытался открыть двери сломанного лифта. Ночью Элиза слышит крики: это Мигель ссорился со своей супругой. Чуть позже за дверью послышалась какая-то возня и Элиза решила посмотреть, что там творится и это было роковой ошибкой. Открыв дверь, женщина увидела Мигеля, который сбрасывает труп своей жены в шахту лифта. Теперь она стала свидетелем убийства, а убийца не оставит её в покое. Он врывается в её квартиру и предлагает два варианта решения проблемы: либо он убивает Элизу, либо она становится его соучастником и помогает замести все следы. Естественно, женщина выбирает последнее и вместе они успешно избавляются от трупа. Но она ещё не знает, что Мигель рассказал ей далеко не всё и что у этой истории будет очень неожиданная развязка…
       Сюжет этого фильма бредовый и совершенно нереалистичный, но такие истории в европейском кино 1970-х были не в новинку. Режиссёры старались привлечь внимание зрителей чем-то необычным, а иногда искали повод для показа насилия или обнаженки, в результате чего рождались такие вот сценарии. Итак, Мигель заставляет Элизу стать его сообщником. Поначалу она пытается сбежать и даже позвонить в полицию, но всё безрезультатно, ибо убийца предусмотрел возможные попытки спастись со стороны сообщницы поневоле. Однако то, что следует дальше, едва ли поддается здравому смыслу. У главной героини будет множество возможностей сбежать или просто избавиться от Мигеля, но почему-то она этого теперь не делает. Скажем, когда их остановила полиция, она с легкостью могла выбежать из машины и выдать своего спутника. То же самое могло быть и в полицейском участке, но тут Элиза опять покрывает своего «сообщника». В сцене на реке, она всё же выталкивает его из катера, но затем почему-то подбирает и с этого момента у них завязывается роман!!! Бредятина полная, ибо ни одна нормальная женщина не стала бы якшаться с человеком, который убил свою жену просто потому что она ему надоела.

       Вообще, положительных героев в этом фильме нет вообще. Все персонажи, так или иначе, порочны, но только в разной степени. Элиза – это фактически валютная проститутка, просто она приходит не на ночь, а на выходные и к богатым старикам. О Мигеле и говорить не буду, ибо и так всё понятно. Его жена Нурия – тоже не ангел, но рассказывать о ней не буду, дабы не раскрыть интригу сюжета. Ну и, наконец, молоденький любовник Элизы – Тони, тоже личность весьма неприятная. Это самый обыкновенный альфонс. Других персонажей, кроме второстепенных, в фильме нет.
       Сюжет развивается очень неторопливо, но в то же время он построен так, что зрителю не придется скучать во время просмотра. Наоборот, картина потихоньку захватывает его и постепенно понимаешь, что не можешь оторвать глаз от экрана. Добавим к этому эксперименты режиссёра со светом и ракурсами, а также роскошные апартаменты и красивые места в сценах на улице и мы получим очень яркое кино, пусть и со слабеньким сюжетом. Развязка всей этой истории, кстати, весьма неожиданная, но не совсем понятно, какова же будет дальнейшая судьба главной героини. Великолепная игра Кармен Севильи и Висенте Парры достойна отдельного разговора, но я ограничусь лишь одной фразой: смотрятся они просто потрясающе.

       «Никто не слышал криков» - очень неординарная работа скандального испанского режиссёра, которая непременно будет интересна всем тем, кто интересуется европейским кинематографом 1970-х и любит неторопливые, но очень красиво снятые триллеры. При всех своих недостатках фильм достоин зрительского внимания.

Материал опубликован: 18 октября 2010 года.