Рука, кормящая смерть

  
Оригинальное название: La mano che nutre la morte, The hand that feeds death, Ölümün nefesi.
Производство: Италия-Турция 1974г.
Режиссер: Серджио Гарроне (только в итальянской версии), Йылмаз Дуру (только в турецкой версии).
В ролях: Клаус Кински, Айхан Ишик, Катя Кристине, Эрол Таш, Марция Дамон.
       В 1974 году итальянский режиссёр Серджио Гарроне, актёр Клаус Кински и несколько итальянских актрис поехали в Турцию, чтобы в сотрудничестве с тамошними кинематографистами снять готический фильм ужасов под названием «Рука, кормящая смерть». Предприимчивый и экономный итальянец вместе с ещё более экономными турками обманули Клауса Кински, сказав ему, что будут снимать всего лишь один фильм, чтобы как можно меньше заплатить именитому актёру. До сих пор неизвестно, узнал он об обмане или нет, но в результате этого сотрудничества на свет появилось два совершенно разных фильма, которые всё же содержат ряд одинаковых сцен. Первый, это «Рука, кормящая смерть», а второй «Любовницы монстра», который вышел через месяц после премьеры первого. Плюс к этому турки смонтировали свою версию первого фильма и выпустили её у себя в стране под названием «Дыхание смерти». Эта версия тоже отличается от двух вышеназванных фильмов, но всё же является переделкой первого из них и не имеет никакого отношения ко второму, который, скорее всего, в Турции не демонстрировался.

       Для начала поговорим о сюжете, ибо он одинаков и в итальянской и в турецкой версии. Авторы сценария при его написании, видимо, опирались на такие фильмы как «Глаза без лица» Жоржа Франжу и «Ужасный Доктор Орлофф» Хесуса Франко. Действие происходит в старинном особняке, в котором живет загадочный Доктор Нижинский (Клаус Кински) и его жена Таня (Катя Кристине). Несколько лет назад здесь жил отец Тани, непризнанный гений Иван Рассимов, который погиб в пожаре после неудачного эксперимента. Пожар не пощадил и Таню, большая часть тела которой покрыта ужасными ожогами. И теперь её муж, Сергей Нижинский, продолжает дело Рассимова с целью вернуть супруге былую красоту. А для этого нужны трупы молоденьких девушек. Ну, это не проблема. Сергей заманивает в особняк ищущих приключений дам, после чего его слуга Иван (Эрол Таш) убивает девушек и приносит их трупы в секретную лабораторию. Однажды волею случая в особняк попадает молодая пара Алекс (Айхан Ишик) и Маша (Катя Кристине). Маша оказалась настолько похожа на жену Нижинского, что тот сделал всё возможное, чтобы задержать её в особняке. В одну ночь с помощью жены и Ивана Нижинский убил девушку и наконец-то вернул своей суженой прежний облик. Но та оказалась непорядочной женщиной и вонзила нож в спину своему спасителю, решив остаться с Алексом. Но её счастье было недолгим, ибо призрак Сергея всё ещё находится в особняке и жаждет мести…
       Итальянская версия фильма идет приблизительно на 12 минут больше турецкой и не из-за того, что турки вырезали все сцены насилия и обнаженку. В Турции изданием фильма занимался режиссёр Йылмаз Дуру и именно он полностью перемонтировал отснятый материал, удалив пару ненужных по его мнению сцен с диалогами и подрезав одну сцену с лабораторными опытами. Также Дуру полностью заменил музыку и титры. Теперь в титрах в качестве сценариста и режиссёра красуется его имя, несмотря на то, что обе картины целиком и полностью снимал Серджио Гарроне. Но это ещё не все. Большинство других имен в титрах также турецкие, а под надписью «Композитор» опять красуется имя Йылмаза Дуру, но на этот раз рядом с именем известного азербайджанского композитора Арифа Меликова. Уж не знаю, кто был настоящим автором музыки, но в любом случае она прекрасна и звучит гораздо лучше, чем та, которую создали итальянцы Стефано Либерати и Элио Маэстози. В итальянской версии музыка более романтическая и часто совсем не подходит к видеоряду, в то время как турков получился мрачный и напряженный саундтрек, который уже сам по себе делает полфильма, а вкупе с динамичной турецкой версией так и вообще превращает фильм в настоящий шедевр готического кино. Сам Серджио Гарроне тоже не отставал от Йылмаза Дуру и исключил из титров все турецкие имена и всякое упоминание о том, что фильм является совместной продукцией двух стран. Он даже не стал упоминать в титрах участие двух звезд турецкого кино Айхана Ишика и Эрола Таша, несмотря на то, что Ишик исполнял одну из главных ролей и что оба актёра не раз сотрудничали с итальянскими кинематографистами.
       Ещё одна загадка данного творения – имена героев. Практически все имена в обеих версиях фильма – русские. У итальянцев и турков они разные, но всё равно русские. Ещё более странно то, что Гарроне решил использовать имя Ивана Рассимова, относительно известного в те времена в Италии актёра, и использовал его как надпись на гробе. Что это могло быть? Давняя обида режиссёра на актёра? Злая шутка? Но уж никак не совпадение. Пока это до сих пор остается загадкой, как и причина использования русских имен для большинства персонажей.

       Сам фильм является отличным готическим триллером. Здесь есть всё: безумный доктор в исполнения великого Клауса Кински, ужасный наполовину парализованный слуга, хладнокровно убивающий женщин, и много научных экспериментов. Но обо всём по порядку. Основная часть фильма посвящена этим самым научным экспериментам, которые проводит Доктор Нижинский (в турецкой версии его называют Доктором Маршаллом) с целью вернуть своей жене прежний облик. С одной стороны его можно уважать за то, что он не бросил изуродованную супругу и не нашел себе новую жену, но с другой он – убийца, принесший в жертву множество девушек ради восстановления былой красоты своей жены. Любители фильмов про безумных докторов будут в восторге, тут есть все атрибуты жанра: секретные лаборатории, жуткие эксперименты, изуродованные трупы и Клаус Кински с сияющими глазами! Всё это окутано мрачной готической атмосферой, которая непременно нагонит страха на зрителя. Действие происходит в старинном особняке, а снималось всё это в Турции. Особняк действительно старый с облупившимися стенами и потрескавшимися полами; обстановка в нем относит нас к 19 веку. Это красивое убранство, свечи, камин, старые пыльные книжные шкафы и жуткий подвал с гробом Ивана Рассимова – разве безумный ученый может мечтать о большем?
       Особо жестоких убийств здесь нет и большинство из них остаются за кадром, но Гарроне не ставил себе целью снять кровавый фильм. Единственное, что может вызвать отвращение у неподготовленного зрителя – эксперименты и операции Доктора Нижинского, которые показаны во всей красе. Режиссёр сосредоточился на сюжете и создал историю, если так можно выразиться, большой любви и великого предательства. Доктор Нижинский очень любил свою жену и совершал все эти злодеяния во имя её спасения, а она так просто его предала, буквально воткнув нож в спину. Сцены, где герой Клауса Кински, весь израненный и со слезами на глазах сидит за столом при свете свечей, просто потрясающи, а восточные мотивы музыки из турецкой версии только подчеркивают печаль и отчаяние этого человека, который был предан и покинут также как и любимая кукла его жены. И тут Гарроне переводит свой фильм на территорию мистики и на арену выходит призрак убитого Нижинского. Его жена даже в момент смерти так и не осознала тяжесть своего поступка.

       «Рука, кормящая смерть» - один из лучших фильмов ужасов 1970-х и одна из лучших работ в жанре готического кино, которую должны посмотреть все любители мрачных мистических историй и европейского кино 1970-х. Отличная актёрская игра, интересный сюжет, красивый визуальный ряд и потрясающая музыка – вот лишь немногие плюсы этого фильма. Однозначные рекомендации к просмотру. Список моих любимых фильмов пополнился ещё одним экземпляром.


Материал опубликован: 20 декабря 2009 года.