Леди чёрных лун


Оригинальное название: Sayedat al akmar al sawdaa, The lady of the black moons.
Производство: Ливан 1971г.
Режиссер: Самир А.Хури.
В ролях: Адель Адхам, Хуссейн Фахми, Нахед Юсри.
       Талантливый ливанский режиссёр Самир А.Хури, к сожалению, снял всего два фильма. Наибольшую известность получила его последняя работа под названием «Волки не едят мясо», снятая в Египте, где к тому времени уже начали ослабевать цензурные запреты, но всё равно сохранялась жесткость по отношению к обнаженке и насилию, что, возможно, и стало причиной отхода режиссёра от дел. Свою дебютную ленту «Леди чёрных лун» Хури снял на родине, в Ливане. И стоит отметить, что эта картина содержит куда больше обнаженки, нежели «Волки не едят мясо».

       Главная героиня фильма – женщина по имени Аида, которая, несмотря на замужество, остается одинокой и постоянно находится в депрессии. А всё потому, что она несчастлива в браке, так как влюблена в бывшего водителя своего мужа-бизнесмена. Ещё до замужества у этих двух людей завязался роман, но девушка предпочла выйти замуж за богатого человека, чтобы выбраться из нищеты и жить по-человечески, и тайно встречаться со своим любимым. Узнав о её планах, водитель вспылил и прекратил всякие отношения с этой женщиной, после чего начал встречаться с сестрой мужа Аиды, которая давно строила ему глазки, и вскоре женился на ней. Аида постепенно становится одержимой объектом своего вожделения. Она знакомится с Викторией, владелицей странного публичного дома для женщин, где могут исполнить самые сокровенные желания. Аида становится регулярной клиенткой этого заведения, и каждый раз представляет на месте другого мужчины своего возлюбленного. Она также знакомится с мужчинами на улицах и в барах и старается найти похожего хотя бы именем человека. Постепенно девушкой овладевает депрессия, рассудок помутняется и у неё начинаются странные видения. Понимая, что он стала падшей женщиной и что ей уже никогда не обрести счастье на этой земле, она решается на отчаянный шаг…
       Этот фильм можно было бы назвать обычной мелодрамой, если бы не одно «но» - стиль режиссёра. Самир А. Хури настоящий мастер жанрового кино, который активно экспериментирует с камерой, звуком, оптическими эффектами и даже написал сценарий таким образом, что обычная история подается как нечто оригинальное, странное и доселе невиданное. Первые 20 минут фильма – это сплошной сюрреалистический кошмар, снятый в готической манере. Девушка Аида в красивых тёмных одеяниях ходит по старинному особняку со свечами, посещает странный публичный дом, более похожий на клуб по интересам, и при свете камина занимается любовью с неизвестным молодым человеком, чье лицо скрыто под маской. Перед уходом она просит его снять маску и неожиданно он сам срывает оную с девушки. А за это в данном заведении полагается жестовое наказание – кастрация. После этого Аида впадает в депрессию, её охватывает отчаяние и она представляет себя некоей ведьмой. Всем эти приступы случаются с ней в основном в полнолуние. В ночь, когда на небе полная луна, Аида становится соблазнительницей, жадной до секса и одновременной безумной женщиной с какими-то странным фантазиями.

       После такого длинного вступления, начинается сама история девушки. Она развивается неторопливо, но смотрится с большим интересом. Режиссёр детально показывает характеры всех основных персонажей. Будущий муж Аиды, Сами - типичный холодный и жестокий богатей, который довольно холодно относится к своей будущей жене. Его водитель Омар – наоборот простой человек, который взялся за эту работу, чтобы оплатить свое обучение на юриста и в будущем помогать бедным людям защищать свои права. К Аиде он относится гораздо лучше её будущего мужа, но не может предложить ей богатство и роскошь. Сама Аида поначалу кажется вполне скромной женщиной, ищущей любви, но постепенно зритель понимает, что она готова пожертвовать всем ради денег Сами. Объективно, она сама виновата в своей судьбе, ибо у неё была возможность остаться с Омаром и жить пусть и не богато, но зато счастливо. Вместо этого она прямо сказала своему возлюбленному, что хочет жить в роскоши и ни в чём не нуждаться. Не желая быть её сексуальной игрушкой, Омар разрывает отношения и начинает встречаться с сестрой Сами, которая оказалась вполне простой девушкой, с которой он в будущем обретет счастье. Большая часть фильма посвящена, конечно же, Аиде и её переживаниям, а также постепенно охватывающему её безумию.
       Снимая свой фильм, Самир А.Хури не оглядывался на цензурные запреты и показывал всё, что хотел, по полной программе. В результате мы получили картину, полную довольно красиво снятых эротических сцен и просто до основания пропитанную каким-то «больным» эротизмом. Эти сцены, конечно же, не сильно откровенны, но для Ливана тех времен это, скорее всего, был шок. Помимо этого фильм содержит довольно продолжительную сцену издевательств над Омаром. Когда Сами узнал о его романе с сестрой, то вместе со своими людьми вывез в безлюдную местность и решил преподать «хороший урок». Благо закончить начатое ему не позволили.

       Визуальный ряд фильма мрачноватый, особенно в сценах, где героиню обуревают странные фантазии и видения. Местами изображение становиться искаженным, как будто зритель смотрит в кривое зеркало, а музыкальное сопровождение довольно минималистично и является лишь хорошим дополнением видеоряду, погружая зрителя в загадочный и причудливый мир этого необычного фильма. Некоторые сцены режиссёр наполняет различными философствованиями, например, рассуждает о жестокости в мире и невозможности её остановить. Это сопровождается показом издевательств местных мальчишек над собакой (конечно же, эта сцена показана лишь поверхностно и без какого-либо насилия над животным). Но больше всего впечатляет финал картины, который оказался довольно неожиданным и очень эффектным.

       Актёрская игра очень хороша. Где-то проскакивала информация о том, что в женских роях играли иностранные модели, но на самом деле это не так, ибо даже по внешнему виду, не говоря уже про имена, можно без труда определить национальную принадлежность актрис. Все без исключения актёры отлично справились со своей задачей и выглядят убедительно и стильно. Исполнительница главной роли Нахед Юсри, будет менять красивые одеяния одно за другим, не стесняясь при этом демонстрировать свое ухоженное тело. А прекрасное освещение и операторская работа делают эти сцены просто эталонными.

       «Леди чёрных лун» - уникальный фильм, аналогов которому я не встречал ни в какой стране мира. Самир А.Хури – настоящий мастер необычного кино, талант которого вряд ли можно подвергнуть сомнению. Очень жаль, что его карьера так неожиданно оборвалась, ибо он наверняка бы подарил нам ещё не один шедевр, коим является и этот фильм. Рекомендуется всем тем, кто любит оригинальное, странное и просто красиво снятое кино.

Материал опубликован: 03 мая 2010 года.