Колодец Сатаны

  • Оригинальное название: Kaidan semushi otoko, Satan's pit, Il pozzo di Satana.

  • Производство: Япония 1965г.

  • Режиссер: Хаджиме Сато.

  • В ролях: Шинджиро Эхара, Масуми Харукава, Йоко Хайама.

Этот черно-белый японский фильм ужасов очень сильно выделяется из общей когорты фильмов Японии того времени. Причиной тому служит тот факт, что режиссёр Хаджиме Сато практически полностью имитировал стиль итальянских мастеров готического фильма ужасов – Марио Бавы, Риккардо Фреды, Антонио Маргерити и других. В результате получилась практически «итальянская готика», но с японскими лицами. Картина настолько напоминает итальянские ленты, что была издана на VHS в Италии под названием «Колодец Сатаны» и с американизированными именами в титрах. Именно эта версия и стала доступна с недавнего времени, так как оригинальная японская до сих пор не найдена. Ну и ладно, ведь итальянцы не резали оригинальный фильм, а просто изменили титры и дублировали его на итальянский язык.

Фильм начинается с похорон Чонина Митаке, человека умершего после долгой агонии. Его вдове Йоши достается в наследство старинный особняк за городом, о существовании которого она даже не знала. Прибыв на место, девушка находит там жуткого горбуна, который все эти годы следил за строением и содержал его в надлежащем виде. Чуть позже туда прибывают и остальные родственники и близкие друзья почившего супруга. По ночам по дому раздаются шаги, скрипят двери и слышны голоса, а со временем Йоши начинают посещать видения из жизни прошлых владельцев этого странного места, в холле которого стоит древняя статуя Сатаны. И видения эти отнюдь не безобидны: все они связаны с убийствами девушек. Всё становится ясно, когда призрак владельца дома вселяется в женщину-медиума и предупреждает, что ещё никто не выходил из этого места живым. Нетрудно догадаться, что со временем почти все герои ленты будут умирать ужасными смертями…

Японцы частенько снимали фильмы о призраках, ибо это часть их народного фольклора, но призраки у них были тоже особые, не такие как здесь. Данная лента, как я уже сказал выше, снята в традиционном европейском стиле, поэтому и привидения здесь тоже европейские.

Как и положено в жанре готического хоррора, события в фильме развиваются достаточно медленно, а авторы акцентируют максимум внимания на создании мрачной и пугающей атмосферы потустороннего зла. Нам не раз покажут полную Луну на фоне ночного неба, мы постоянно будем слышать голоса, шаги и различные звуки в особняке, а героев будут пугать открывающиеся двери, ветер внутри особняка и видения. Всё это исполнено на высшем уровне и вкупе с приятной тревожной музыкой в стиле ранней итальянской готики действительно впечатляет зрителя. Я бы сказал, что визуальный ряд и атмосфера фильма практически идеальны.

Что же касается сценария, то здесь тоже всё в порядке. Авторы придумали достаточно интересную историю появления призрака, которая будет раскрыта только в самом финале, что позволит им продемонстрировать парочку жестоких (для тех времен и жанра, конечно же) сцен. Не забывают они и про отношения главных героев, которые полны интриг и странностей. Только после смерти мужа Йоши узнает, что он водил в этот дом любовниц и жестоко убил девушку, а отец почившего супруга любил подглядывать за ней и продолжает намекать на интимную близость с возможным началом серьезных отношений (наследство шикарное, как-никак). Ну и не забываем про самого загадочного персонажа фильма – странного горбуна, следящего за особняком. Он редко говорит и по намекам авторов практикует чёрную магию в подвалах строения, что наводит героев на мысль о его причастности к начавшимся смертям…

Как видите, перед нами идеальный представитель жанра европейского готического фильма ужасов, правда, снятый не в Европе. Картина с первых же кадров очаровывает зрителя своим красивым визуальным рядом и приятной мрачной музыкой. Этот эффект усиливается грамотной постановкой, отличным сценарием и талантливой актёрской игрой. Честно говоря, не могу ни к чему здесь придраться. «Призрак горбуна», определенно, шедевр, к которому я обязательно вернусь в будущем, и ознакомиться с которым я рекомендую всем любителям добротных чёрно-белых ужасов.

Материал опубликован: 05 февраля 2014 года.