Джо Калигула


Оригинальное название: Joë Caligula - Du suif chez les dabes.
Производство: Франция 1966г. (Выпущен в прокат в 1969г.)
Режиссер: Хосе Беназераф.
В ролях: Жерар Блэйн, Жанна Валери, Мария Винсент, Мишель Лемуан (нет в титрах).
       Французский режиссёр Хосе Беназераф более известен своими многочисленными порнографическими фильмами. Но в его фильмографии есть и картины других жанров, причем некоторые из них весьма интересные для ознакомления. Одной из таких лент является «Джо Калигула». Снятый в 1966 году и запрещенный до 1969-го, этот фильм является ярким образчиком экспериментального психоделического кино 1960-х, в котором странный сюжет перемешивался с многочисленными операторскими изысками и оригинальным саундтреком. Главный герой фильма Джо Калигула, видимо, был создан с намеком на римского императора, известного своим кровавым безумием.

       В 1966 году Цензурная комиссия выдала следующее заключение: «Рекомендуется полный запрет этого фильма по следующей причине: автор старательно демонстрирует без какого-либо артистического или интеллектуального оправдания сцены насилия, пыток и обнаженки, что делает этот фильм полностью аморальным; фильмом, который не демонстрирует ничего, кроме преступлений и низменных инстинктов, и в котором не преобладает и не наблюдается хоть на каких-либо уровнях позитивный аспект». Конечно же, в наши дни эти сцены насилия и эротика покажутся смехотворными, но в те времена это было в новинку. А сам фильм представляет собой очень интересный и оригинальный криминальный триллер, который доказывает, что Хосе Беназераф может снимать не только порнуху, но и хорошее кино других жанров.
       Сюжет фильма весьма примитивен, а сам он содержит очень малое количество диалогов. Временами сюжет не совсем ясен, но в то же время зритель будет всегда понимать, что происходит на экране. Главный герой фильма – бандит по кличке Джо Калигула (Жерар Блэйн), который вместе со своими друзьями грабит автозаправки, магазины и прочие подобные заведения. Причем он не просто грабит их, а частенько убивает хозяев и посетителей. Со временем эта банда, путешествующая по городам, «наезжает» на крупного мафиози и буквально унижает его в глазах его же родственников, друзей и просто других представителей преступного мира. Естественно, этот человек не может простить такой наглости и таких унижений и отдает приказ уничтожить Калигулу и всех членов его банды…

       Как я уже написал выше, сюжет в этом фильме играет второстепенную роль и если очень внимательно его рассматривать, то можно найти огромное количество всяких глупостей. Ну, например, главный герой – совершенно безбашенный бандит, который совершает убийства даже тогда, когда этого делать не нужно и совершенно не беспокоится о своей безопасности. В то же время полиции в фильме нет вообще, как, собственно, и положительных героев. Почти все персонажи фильма – представители преступного мира и женщины легкого поведения. А у самого Джо Калигулы есть сестра, которую он везде возит с собой и питает к ней какой-то нездоровый интерес: он ни в коем случае не хочет, чтобы у неё был ухажер и временами сам ведет себя с ней так, будто ухаживает и добивается взаимности или же наоборот следит как за маленьким ребенком. После просмотра фильма понимаешь, что имела в виду цензурная комиссия, когда говорила, что этот фильм не демонстрирует ничего, кроме преступлений и низменных инстинктов.
       Теперь к самому главному, за что эта лента была запрещена – насилию и обнаженке. Спешу расстроить любителей жесткого кино. Для тех времен, возможно, этот фильм и показался бы жестоким, но с позиции современности он совершенно безобиден. Здесь будет всего несколько «жестоких» сцен, которые по сравнению с тем, что сейчас крутят по ТВ, являются совершенно безобидными и «лёгкими». То же самое и с обнаженкой – несколько голых девушек, ещё несколько в откровенных нарядах и довольно интересная и продолжительная сцена стриптиза под зажигательный рок-н-ролльный номер. Всё. Больше в фильме нет ничего «шокирующего».

       Картина поражает своей визуальной красотой. Операторская работа Этьена Беккера просто выше всяких похвал. Он очень грамотно устанавливает свет, активно экспериментирует с камерой, выбирает нужные, порой необычные ракурсы и превращает фильм в настоящее восхитительное психоделическое полотно. Но больше всего мне понравились сцены прогулок сестры главного героя по ночному городу. Данное творение стоит посмотреть хотя бы даже из-за этой красоты. Музыкальное сопровождение тоже весьма оригинально: отличные джазовые мелодии перемежаются с не менее интересными и красивыми рок-н-ролльными композициями французских и американских авторов. Сцена стриптиза в баре сопровождается отличной композицией Винса Тейлора «Trouble».

       «Джо Калигула» - отличный образчик необычного французского кино 1960-х, в котором сочетается динамичный сюжет, отличная актёрская игра, великолепная музыка и самый главный плюс картины – потрясающе красивый чёрно-белый визуальный ряд. Уверен, что любителям необычного кино и тем, кто может узреть красоту в чёрно-белом изображении, этот фильм обязательно придется по душе.


Материал опубликован: 21 января 2011 года.