Следствие закончено: забудьте


Оригинальное название: L'istruttoria è chiusa: dimentichi, The Case Is Closed, Forget It.
Производство: Италия-Франция 1971г.
Режиссер: Дамиано Дамиани.
В ролях: Франко Неро, Джон Стайнер, Клаудио Никастро, Джордж Уилсон,
Риккардо Куччиола, Патриция Адиутори, Антонио Казале, Коррадо Солари.
       Если бы мне пришлось составлять список величайших киношедевров всех времен и народов, то данная лента известного итальянского режиссёра Дамиано Дамиани вошла бы в первую десятку. Этот фильм шел ещё в советском прокате, а также минимум один раз демонстрировался по ТВ в середине 1990-х. В советском прокате была сокращенная версия, из которой была вырезана эротическая сцена, некоторые грубые диалоги и сцена насилия. Но даже в сокращенной версии фильм смотрится великолепно и берет за душу, не говоря уже о том, что его будет приятно посмотреть в полной версии.
       «Следствие закончено: забудьте», наверное, лучший фильм Дамиано Дамиани и пик его карьеры. Наряду с его же картиной «Признание комиссара полиции прокурору республики» (Confessione di un commissario di polizia al procuratore della repubblica, 1971) эта лента вошла в золотой фонд итальянского кино и не утратила актуальности до сих пор. Наоборот, фильм стал ещё более актуальным в наше неспокойное время.

       Сюжет: Архитектора Ванци (Франко Неро) поместили на время следствия в тюрьму. Его подозревают в том, что он сбил человека на пешеходном переходе. Попав в тюрьму, Ванци знакомится с её обитателями – матерыми уголовниками, убийцами, сумасшедшими, жестокими надзирателями и крупным чиновником Сальваторе Роза (Клаудио Никастро), который сел, чтобы прикрыть махинации своих начальников. И здесь этот человек чувствует себя королем. По прошествии времени Ванци подсаживают в камеру к некоему Пезенти, на которого точит зуб крупная компания и ряд чиновников. Они готовы на всё ради того, чтобы этот человек замолчал, ибо он обладает неоспоримыми доказательствами их вины в гибели 1000 человек. Постепенно Ванци понимает, что он марионетка в невидимых и могущественных руках и что его используют для ликвидации последнего свидетеля этих злодеяний…

       Я старался не раскрывать интригу, поэтому, возможно, «коряво» пересказал сюжет. Но фильм поражает даже не сюжетом, а своей необыкновенной реалистичностью. Тюрьма в данной ленте, наверное, самая реалистичная из всех кинотюрем. Конечно, и здесь всё приукрасили, дабы не вызвать у зрителя отвращение ко всем героям сразу, но в общем-то атмосфера и в особенности обитатели тюрьмы смотрятся очень достоверно. Поведение персонала, поведение заключенных, сама история, рассказанная в фильме - всё это не вызывает никаких нареканий, просто хочется сказать как Станиславский «Верю!».
       Начнем с актёрской игры. Все без исключения актёры действительно вжились в образы своих героев и играют настолько правдоподобно, что зритель начинает думать, будто это настоящие уголовники. В первую очередь я бы отметил Джона Стайнера (маньяк Пиро) и Клаудио Никастро (Сальваторе Роза). Этот фильм раскрыл талант Джона Стайнера – он просто вылитый убийца с двумя пожизненными сроками и отвратительными манерами. Клаудио Никастро с его типично итальянской внешностью очень хорошо исполнил роль мафиози, который даже в тюрьме имеет кучу связей и живет как король. Естественно, Франко Неро великолепно показал превращение приличного человека в измученное тюремной жизнью и пытками существо, готовое на всё ради того, чтобы облегчить свои страдания...

       Фильм до сих пор не утратил своей актуальности. Махинации бизнесменов, срастание бизнеса и власти, результатом чего становятся страдания простых людей – всё это до боли знакомо и всё это продолжается и в наши дни. Режиссёр мастерски показывает характеры даже второстепенных персонажей. Начальник охраны поначалу кажется честным человеком, но после того как его сын, окончив университет, не может найти приличную работу, он начинает плясать под дудку Сальваторе Роза в обмен на обещание помочь трудоустроить сына в хорошую компанию. Постепенно этот человек становится не лучше других преступников, содержащихся в этой тюрьме.

       Визуальный ряд фильма тоже очень хорош. Интерьеры тюрьмы выглядят мрачновато, особенно ночью. Маленькие камеры, антисанитария, жестокие нравы заключенных – всё досконально продумано в этом фильме. Музыкальное сопровождение принадлежит перу великого Эннио Морриконе, но музыки как таковой в данной картине нет!!! Несколько мрачных эмбиетных мелодий в паре сцен и всё! Но Маэстро и здесь показал свой талант: эти мелодии создают жуткую мрачную гнетущую атмосферу и очень даже приятны на слух. Финал картины тоже необычный: не буду его раскрывать – увидите всё сами.

       «Следствие закончено: забудьте» - шедевр на все времена, высшая точка режиссуры Дамиано Дамиани, фильм актуальный и по сей день. Поэтому я рекомендую его просмотр абсолютно всем категориям зрителей, в особенности тем, кто только начинает знакомиться с волшебным миром итальянского кино.


Материал опубликован: 17 октября 2007 года.