Наследие Вальдемара

  • Оригинальное название: La herencia Valdemar.

  • Производство: Испания 2010г.

  • Режиссер: Хосе Луис Алеман.

  • В ролях: Даниэле Лиотти, Оскар Хенада, Юсебио Посела, Пол Нэши.

Одной из последних работ в кино культового испанского актёра Пола Нэши стала дилогия Хосе Луиса Алемана «Наследие Вальдемара», вышедшая на экраны в 2010 году и не получившая должной дистрибуции. Это трибьют его старым лентам, а также творчеству великого мастера страшной литературы Говарда Ф. Лавкрафта. К сожалению, автор этих фильмов был неопытен и это его единственные работы в кино, а также он не гнушался использовать примитивные компьютерные эффекты, что никогда не идет на пользу страшному фильму, но впечатления об этой работе у меня скорее положительные, чем отрицательные. И сейчас я постараюсь о них подробно рассказать, коснувшись всех аспектов этого неординарного творения.

Итак, по традиции начинаем с сюжета. Где-то Испании агентство недвижимости находит старинный особняк викторианского стиля, принадлежавший семейству Вальдемар. Он уже давно заброшен и о нём мало кто знает, но при должном ремонте это строение могло бы принести большую прибыль компании. Первый оценщик не вернулся и пропал без вести. Тогда руководство компании, скрывающее этот факт, отправляет туда ещё одну сотрудницу по имени Луиза. Прибыв на место, она сталкивается с потусторонними силами в особняке, а затем становится пленницей каких-то странных людей. Глава компании нанимает частного детектива для того, чтобы он нашел Луизу и дальше фильм переносится на век назад, ибо тот слушает рассказ о том, что произошло в этом особняке много лет назад. Семейство Вальдемаров жило счастливо, пока в их жизни не появился Алистер Кроули, вынудивший главу семьи поучаствовать в обрядах чёрной магии, во время одного из которых что-то пошло не так и на свободу вырвалось древнее зло, которое и по сей день живет в особняке…

Режиссёр изначально планировал снимать дилогию, поэтому и сценарий писался с прицелом на две части. В первой нам показывают пролог с Луизой, а также рассказывают историю имения Вальдемаров и о вещах, творящихся там. Вторая часть будет посвящена уже непосредственно расследованию и попыткам детектива разобраться в загадке имения и спасти Луизу.

Всё бы хорошо, но это фильм ужасов и мы ждём от него либо действия, либо атмосферы, либо и того, и другого. Начало прекрасно: загадочный особняк, пропавший агент, зло, обитающее в подвалах и странный силуэт во тьме, от которого спасается Луиза и попадает в лапы странных людей… Далее режиссёр продолжает поддерживать ореол тайны и показывает, как руководство компании нанимает детектива, боясь огласки. Он встречается с женщиной, которая показывает ему дневники главы семейства Вальдемаров и рассказывает историю этого дома. Вот тут то и история и начинает буксовать. Авторы уделяют слишком много времени показу взаимоотношений членов семьи, их благотворительности, их сеансам спиритизма, которые на проверку оказываются умелыми фокусами, но приносят немало денег. Разговоры, праздное веселье, взаимоотношения… а ужасы то где? Где-то уже во второй половине фильма появляется Алистер Кроули, но ждать ритуалов чёрной магии придется ещё долго. Спася главу семейства от тюремного заключения, он надолго пропадает и появляется где-то только в последней четверти фильма. Вот с неё фильм опять ступает на территорию мистики. Не понимаю, зачем авторы сделали 100 минутный фильм, большая часть которого к ужасам не имеет никакого отношения. Все эти диалоги и сцены общения до невозможности затянуты и фильм ничего не потерял бы, если бы его сократили минут на 15-20 за счет этих сцен. Скорее наоборот, он бы стал динамичнее, атмосфернее и интереснее.

Главным и неоспоримым плюсом этой ленты является атмосфера и визуальный ряд. Но это только применимо к хоррор-составляющей фильма, а те дневные сцены с общением и весельем назвать атмосферными язык не поворачивается. Авторы уделяют много внимания созданию атмосферы лавкрафтовских произведений и мрачного визуального ряда. Действие большей части фильма происходит в начале ХХ века, а герои живут в старинном особняке среди антикварной мебели. Отлично смотрятся сцены с магическим ритуалом и последующее освобождение злобного духа. К сожалению, в одном моменте здесь использованы жуткие современные компьютерные эффекты, которые немного портят впечатление от просмотра и разрушают атмосферу древнего ужаса и мрака. Благо это всего один момент, а в остальной части фильма эффекты очень даже хороши.

Часть персонажей фильма – реально существовавшие люди. Алистер Кроули – известный оккультист начала ХХ века, а Брэм Стокер – ирландский писатель, автор знаменитого «Дракулы». Во второй части фильма появится и сам Говард Лавкрафт. Большинство актёров, игравших в этом фильме, являются неизвестными широкой публики, в то время как на второстепенных ролях задействованы известные личности 1970-х – Пол Нэши и Юсебио Понсела. Нэши исполняет роль слуги и близкого друга Вальдемаров, а Понсела играет Максимильяна, главу компании по продаже недвижимости.

«Наследие Вальдемара» - неплохой фильм с приятной атмосферой. По меркам современного кино он очень хорош, даже несмотря на многочисленные недостатки о которых я рассказал выше. Поэтому любители хороших атмосферных ужасов могут смело браться за эту работу, которая, конечно же, не шедевр, но является приятным времяпрепровождением.

Материал опубликован: 16 мая 2014 года.