Пытка плоти


Оригинальное название: Geißel des Fleisches.
Производство: Австрия 1965г.
Режиссер: Эдди Саллер.
В ролях: Герберт Фукс, Германн Лафоре, Томас Хёрбигер, Элизабет Тервал, Биргит Павлик.
       «Пытка плоти» - дебютная режиссёрская работа малоизвестного австрийского режиссёра Эдди Саллера. Для тех времен этот фильм оказался предельно шокирующим и натуралистичным зрелищем, ибо мало кто в начале 1960-х решался помещать в свои творения столько обнаженки и наполнять их таким количеством эротизма.

       Повествование идет в довольно необычном ключе, а именно в виде судебного заседания, на котором в качестве обвиняемого выступает маньяк Александр Яблонский (Герберт Фукс). Судебное заседание периодически прерывается показом его преступлений: сначала в балетной школе, потом в раздевалке одной из танцовщиц и т.д. Тут же выступает защита, обвинение, психиатр дает своё заключение и после этого нам опять показывают его злодеяния, а также попытки полиции установить его личность и наконец-то положить конец всем этим преступлениям…
       Сюжет фильма развивается довольно быстро, а необычная манера подачи материала только придает ему оригинальности. Эти вставки с судебным заседанием и попыткой анализа психики маньяка очень интересно смотрятся, но куда более интересно то, что между ними, а именно похождения самого маньяка Александра Яблонского. С самого начала мы понимаем, что это человек с нездоровой психикой, который, скорее всего, пережил какую-то душевную травму и теперь в определенных случаях и при определенных обстоятельствах этот внешне нормальный человек превращается в хладнокровного убийцу. По-моему он даже сам не знает причину своих злодеяний и в момент убийства находится в состоянии аффекта. И только в финале он уже отдавал отчёт своим действиям и старался убрать свидетеля.

       Перед началом фильма идет текст, в котором авторы рассуждают о причинах увеличения количества преступлений на сексуальной почве. Среди причин называют и эротизм в искусстве (в кино, в литературе, живописи). Этот текст, как бы, осуждает демонстрацию обнаженных тел и всего, что связано с эротикой, но тут же авторы как будто наперекор этим словам начинают показ насилия и обнаженки. Для начала 1960-х годов этот фильм оказался предельно откровенным и шокирующим, что вызвало его запрет в некоторых странах мира. Практически каждая сцена убийства сопровождается демонстрацией обнаженных девушек (или, в крайнем случае, девушек в откровенных одеяниях). Нас ждут сцены в душевой балетной школы, в лесу, в раздевалке одной из танцовщиц и ближе к финалу целое эротическое шоу в запрещенном подпольном баре, где собираются богатые люди, дабы снять себе девочек и просто поразвлечься. Сами убийства совсем не жестоки, ибо режиссёр делает акцент не на жестокость, а на эротизм и психологическую составляющую.
       Отдельно стоит поговорить об операторской работе, ибо она просто великолепна. Чёрно-белое изображение как нельзя лучше подходит для подобной истории, а старинные улочки, машины, красивые интерьеры, маленькие клубы с их тусклым светом, стильные мужчины и милые дамы просто радуют глаз, ибо оператор идеально поставил свет и всегда выбирает нужный ракурс, чтобы визуальный ряд фильма был максимально красив. Ну а музыкальное сопровождение Герхарда Хайнца так и вообще заслуживает звания одного из лучших саундтреков всех времен, ибо его джазовые мелодии, временами расслабляющие, временами веселые, а временами очень тревожные великолепно иллюстрируют происходящие на экране события. А ангельский женский вокал только усиливает эффект.

       На главную роль Эдди Саллер пригласил хорошо известного поклонникам европейского кино актёра Герберта Фукса, который в большинстве своих фильмов отсиживался на второстепенных ролях. На этот раз ему выпала возможность проявить себя и он не облажал. Его инфернальная внешность как нельзя лучше подходит для таких ролей. Фукс в этом фильме практически не говорил, ибо его маньяк был очень молчаливым человеком, но в то же время любил действовать быстро и напористо. Думаю, что вряд ли бы кто смотрелся в этом фильме лучше, чем Герберт Фукс. Остальные актёры тоже держатся на должном уровне, хотя каких-либо известных личностей среди них нет.

       К сожалению, карьера Эдди Саллера почему-то не сложилась, хотя после этого фильма ему наверняка была бы открыта дорога в музей славы эксплуатационного кино. Через три года на экраны выходит ещё один триллер под названием «Без стыда» (Shamloß), в котором одну из ролей исполнил молодой Удо Кир, а потом долгое молчание, несколько эротических комедий и всё… полное забвение. Жаль, что такой режиссёр так рано сошел с дистанции и не подарил нам хотя бы ещё парочку шедевров. «Пытки плоти» оным как раз и является, ибо в этой картине идеально всё: начиная от необычной манеры подачи материала и кончая отличной операторской работой и смелыми сценами с обнаженкой, которые вставлены везде к месту, а не для того, чтобы были (как у некоторых авторов). Рекомендую просмотр этого творения всем любителям чёрно-белого кино и триллеров, ибо это уникальная лента, аналогов которой в истории кино, скорее всего, не было, и уже точно не будет.



Материал опубликован: 20 февраля 2011 года.