Ночное путешествие


Оригинальное название: Gece yolculuğu.
Производство: Турция 1987г.
Режиссер: Омер Кавур.
В ролях: Айтач Арман, Маджит Копер, Шахика Теканд.
       Имя турецкого режиссёра Омера Кавура известно даже российскому зрителю, благодаря тому, что один из фильмов этого человека показывался в кинотеатрах во времена СССР. Назывался он «Жмурки» (Korebe). Это была ещё не депрессивная и странная работа, как последующие фильмы режиссёра. Но именно об одной из менее известных нашему зрителю картин Кавура мы сейчас и поговорим. Имя ей – «Ночное путешествие», а информации об этом творении в интернете совсем мало, хотя она показывалась на Каннском кинофестивале 1988 года.
       Главный герой фильма – режиссёр по имени Али (Айтач Арман), который вместе со своим другом Явузом (Маджит Копер) отправляется в долгое путешествие по маленьким городкам в поисках подходящих мест для съёмок фильма о неразделенной любви. Али пользуется плохой репутацией у продюсеров, но не из-за своих профессиональных качеств, а из-за своего странного характера и Явузу едва удалось уговорить очередного инвестора, чтобы тот разрешил пригласить его в качестве режиссёра. И вот эти двое мужчин попадают в маленький городок, в котором теперь живут в основном турки, а когда-то было преимущественно греческое население. Рядом с этим городком находится ещё одно поселение. Оно уже давно заброшено и только старинные полуразрушенные каменные здания говорят о когда-то кипевшей здесь жизни. Местные жители рассказали, что там когда-то действительно было поселение, но люди ушли в поисках лучшей жизни, даже побросав все свои вещи, ибо надеялись, что вернутся, но никто из них не вернулся, а городок оказался брошенным. Также Али узнал загадочную историю необыкновенно красивой девушки, которая когда-то жила в этом городке и в которую были влюблены почти все мужчины. Будучи очень впечатлительным и странным человеком, режиссёр решает пожить некоторое время в этом месте и написать свою версию сценария. Он останавливается в полуразрушенном здании, которое служило то ли церковью, то ли было вообще каким-то дворцом и начинает писать свою версию сценария. Постепенно Али настолько погружается в эту историю, что у него начинается некое подобие видений с участием девушки. Он отправляет Явуза обратно в город и отказывается от съемок. Через некоторое время тот всё же возвращается, чтобы проведать друга, но Али здесь больше нет. Он словно растворился в воздухе, и никто о нём ничего не знает. И только разбросанные возле обрыва страницы его сценария намекают на то, что здесь могло произойти…

       Как и предыдущий фильм режиссёра «Отель «Родина» это очень депрессивная и мрачная картина, полная странных и непонятных символов и размышлений. Омер Кавур, наверное, самый необычный и уж точно один из самых талантливых режиссёров Турции, фильмы которого получают высокие оценки критиков и зрителей и являются в наши дни настоящими раритетами. Это кино ближе к арт-хаусу и рядовому зрителю оно, скорее всего, будет неинтересно с силу своего странного и во многом непонятного сюжета, а также необычной манеры подачи материала.
       Действия в фильме нет вообще, режиссёр создал некое гипнотическое полотно, которое как сон медленно окутывает зрителя и не позволяет ему оторваться от экрана. Но сон этот не приятный и не страшный, я даже не могу объяснить, какие ощущения возникают при просмотре этого фильма. Стоит отдать должное Кавуру – он написал очень необычный сценарий, до конца который так и не поймешь, но в котором очень хорошо расписаны характеры главных героев, в особенности Али, чьей личности, собственно и посвящен этот фильм. Этот герой сам по себе является весьма интересной личностью – его профессиональные навыки не вызывают сомнений, хотя об этом нигде не говорится, но делается на это много намеков. Однако сам этот человек ведет себя странно – он постоянно находится в раздумьях, словно летает в облаках, очень кропотливо подходит к выбору мест действия для своего фильма, но в конце концов что-то происходит с его рассудком и он решает остаться в разрушенном здании и отказывается садиться в режиссёрское кресло. Здесь он остается наедине со своими мыслями и мечтами о той самой девушке, которые в конце концов и погубят его.

       Атмосфера фильма очень и очень депрессивная, особенно хорошо смотрятся ночные сцены в старинном городе. Али частенько предпочитал работать по ночам при свете лампы, а также частенько бродил по мертвому городу. Режиссёр создает действительно печальную атмосферу, которая с каждым кадром всё усиливается и постепенно начинает намекать на то, что у главного героя нет будущего, и что остановка в этом городе будет последней в его жизни. Режиссёр не пытается лезть в сознание главного героя и объяснить его поведение, но старается показать все его действия, видения и поступки в максимально подробном и красочном виде. Всё это сопровождается очень красивой печальной музыкой Аттилы Оздемироглу, которая будет не таким уж частым гостем в фильме, но поможет создать режиссёру нужное настроение в определенных сценах. Этот электронный эмбиентный саундтрек как и музыка из фильма «Отель «Родина» просто шедеврален!
       На главные роли Омер Кавур пригласил две довольно известные любителям турецкого кино личности. В роли Али выступил Айтач Арман, который в разное время играл с такими известными людьми как Картал Тибет, Филиз Акын и Джюнейт Аркын. И надо сказать, что его Али просто великолепен. Этот актёр действительно вжился в образ странного режиссёра и очень убедительно смотрится на экране. Его партнером по съёмочной площадке был давний соратник Кавура Маджит Копер, который не только исполнил главную роль в «Отеле «Родина», но и писал сценарии к некоторым работам Кавура. Шахика Теканд, как и всё в том же «Отеле…» исполнила эпизодическую роль призрачной девушки, которая стала причиной страшных событий в жизни главного героя. Вообще, сюжеты обоих фильмов немного перекликаются: и там, и здесь есть сходящий с ума человек (только делают это они по-разному), имеется депрессивная атмосфера и призрачная девушка в исполнении одной и той же актрисы. Но рассудок героя «Отеля…» помутняется более дико и извращенно, в то время как режиссер Али скорее отчаявшийся романтик…

       «Ночное путешествие» - очень необычный и странный фильм, который я не стал бы рекомендовать большинству зрителей. Но те, кто любит всё необычное и нестандартное, должны обязательно ознакомиться с этим творением, ибо это качественное и оригинальное кино, аналогов которому, скорее всего, нигде в мире нет.

Материал опубликован: 25 октября 2010 года.