Кошка в состоянии течки

  • Оригинальное название: La gatta in calore.

  • Производство: Италия 1972г.

  • Режиссер: Нелло Россати.

  • В ролях: Ева Шемериз, Сильвано Транквилли, Энтони Фонтэйн, Ада Пометти, Аттилио Дузе.

Для своей второй режиссёрской работы итальянец Нелло Россати выбрал достаточно странное и провокационное название – «Кошка в состоянии течки». Согласитесь, плакат с рекламой фильма с таким названием не очень то удобно вешать у входа в кинотеатр или на улице. Но, что сделано, то сделано. А, между прочим, под таким названием скрывается лучшая работа Россати и один из лучших итальянских фильмов 1970-х. Конечно же, всё это сугубо моя субъективная точка зрения, но многие зрители со мной согласны.

Картина считается забытой и во времена премьеры, видимо, не получила должной дистрибуции (возможно, в том числе и из-за названия), поэтому в наши дни о ней знает не так уж много зрителей, а хорошего издания на DVD и уж тем более BD пока не предвидится. (В случае со вторым вообще сомневаюсь, что такой релиз будет).

Главными героями фильма являются Анна (Ева Шемериз) и Антонио (Сильвано Транквилли), супружеская пара с приличной разницей в возрасте. Антонио – преуспевающий бизнесмен, который часто бывает в командировках и много зарабатывает, а Анна ведет домашнее хозяйство. Вопрос в том, что Антонио слишком подолгу отсутствует, а если и бывает дома, то приезжает настолько уставшим, что ему становится не до жены, несмотря на всю её сексапильность и красоту. А тем временем в соседний дом заселился художник (Энтони Фонтэйн), который балуется спиртным, принимает наркотики и часто водит к себе распутных женщин. Нередко эти встречи заканчиваются бурным сексом с последующим скандалом. Скучающая Анна долго за всем этим наблюдает и в один день события складываются так, что она знакомится с этим художником. У них завязывается роман, но он не верит в любовь и не настроен даже на просто романтичные отношения. В его понимании влюбленная и одухотворенная Анна – лишь ещё одна игрушка для утех. И женщине предстоит познать дикую душевную боль, когда она поймет это. Но этот человек не хочет так просто отпускать понравившуюся ему «игрушку», что приводит к печальным последствиям для всех героев этой ленты…

Как видите, это не джалло, не фильм ужасов, не триллер и не эротика… в общем не тот жанр, которыми славились итальянские авторы кино категории Б в 1970-х. Я бы сказал, что Нелло Россати попытался исследовать женскую психологию, психологию женщины, муж которой не уделяет ей никакого внимания и которая постепенно начинает страдать и искать это внимание на стороне. Повествование ведется в довольно необычной манере: в прологе мы видим практически финал этой истории, а вся остальная часть фильма – это разговор Анны и Антонио, сидящих за столом в тёмной комнате. Нам будут показывать ретроспективу событий, предшествовавших этой трагедии и периодически прерывать её показом коротких диалогов Анны и Антонио. А в финале нам покажут то, чего мы не видели в прологе. Развязка этой истории пусть и простая, но необычная и с элементами оптимизма в отношении одного из героев.

Нелло Россати не ставил себе целью снять эротику и показать неудовлетворенную женщину (как это делал, скажем, Жозе Беназераф в своей «Неудовлетворенности» (Frustration 1971), снятой приблизительно в то же время). Он сосредоточился именно на психологической составляющей, а небольшая доля обнаженки играет лишь вспомогательную роль и никогда не выходит на первый план. Режиссёр никогда не становится на сторону ни одного из героев, а просто является беспристрастным рассказчиком, который выставляет на суд зрителя поступки этих людей, позволяя каждому сформировать собственное мнение по отношению к Анне, Антонио и художнику. Уверен, что мнения у зрителей будут разными. Временами авторы ругают тот или иной персонаж устами собеседника, но никогда не перегибают палку и не становятся на сторону кого-либо. Всем достается поровну, а в роли «Кошки в состоянии течки» выступает, конечно же, Анна, что намекает на небольшой негатив автора к её персоне, ибо сравнение женщины с животным явно не от симпатии, хотя в то же время никто не пытается выставить её персонаж с очень негативной стороны.

Все происходящие на экране события сопровождает достаточно мрачная и загадочная атмосфера, которая была свойственна фильмам жанра джалло того времени. Более того, скажу, что не каждому автору джалло удавалось создавать такое настроение в своём фильме, какое сделал Россати. Действие фильма происходит преимущественно ночью, повествование прерывается печальными и немногословными диалогами главных героев, сидящих в полутемной комнате, а визуальный ряд – почти готический. Всё это сопровождает завораживающий саундтрек Джанфранко Пленицио, звучащий в лучших традициях Эннио Морриконе и с использованием голоса Эдды делль’Орсо. Многие отмечают, что саундтрпек действительно удался и является одним из неоспоримых плюсов этого творения. Возможно, его автором и впрямь был Морриконе, не пожелавший видеть своё имя в титрах, либо же старавшийся таким образом уйти от налогов. Но в любом случае заглавная тема вряд ли кого оставит равнодушным.

Главную женскую роль Нелло Россати отдал актрисе русского-немецкого происхождения Еве Шемериз, которая уже играла в его дебютной работе «Красивая днём, жена ночью» (Bella di giorno, moglie di notte, 1971). Она красива, женственна и талантлива. Идеальный выбор для подобного фильма. Её экранным мужем выступил Сильвано Транквилли, завсегдатай итальянских триллеров, джалло и криминальных картин того времени, который также отлично сыграл вечно занятого бизнесмена. Ну а роль художника была отдана Энтони Фонтэйну, ни до, ни после этого творения не игравшему в кино. Однако это не помешало ему отлично вжиться в образ художника-наркомана, ведущего распутный образ жизни.

«Кошка в состоянии течки», наверное, лучший фильм Нелло Россати и одна из лучших картин Италии 1970-х. Атмосферное, меланхоличное кино с хорошим сюжетом и отличными актёрами – настоящий шедевр, который придется по душе любителям необычного итальянского кино 1970-х.

Материал опубликован: 23 февраля 2008 года.