Проклятье чёрного рубина


Оригинальное название: Der Fluch des schwarzen Rubin, Thirteen Days to Die.
Производство: ФРГ-Италия-Франция 1965г.
Режиссеры: Манфред Р.Кёлер, Альберто Кардоне (нет в титрах).
В ролях: Томас Алдер, Хорст Франк, Чита Ратана, Питер Карстен, Карло Тамберлани.
       «Проклятье чёрного рубина» или «13 дней, чтобы умереть» - вторая режиссёрская работа сразу для двух людей – немца Манфреда Р.Кёлера и итальянца Альберто Кардоне. Имя последнего в титрах не значится, но по данным IMDB он два раза работал с Кёлером в 1965 году. Возможно, его имя можно увидеть на итальянских копиях обеих картин. Фильм снимали в цветном виде, но мне попалась чёрно-белая копия американской версии под названием «13 дней, чтобы умереть». В любом случае, это не меняет сути фильма и сейчас самое время рассказать о его сюжете.

       Действие происходит в Бангкоке. В прологе неизвестный похититель крадет из музея древнее ожерелье с чёрным рубином, которое является символом власти для королевской династии Таиланда. После этого принцу начинают приходить странные послания. Ему присылают письмо, в котором говорится, что каждый раз он будет получать по одному бриллианту и когда их чисто станет равно 13, он умрет. Чтобы это предотвратить, принц должен выплатить круглую сумму неизвестным преступникам. Местная полиция не в состоянии что-либо сделать и тогда принц приглашает в Таиланд успешного секретного агента по имени Рольф Торринг. Вместе со своими друзьями агент узнает, что за всеми этими злодеяниями стоит некий Перкинс (Хорст Франк), который в свою очередь ищет недостающую часть похищенного ожерелья, которая укажет на путь в секретный город, полный древних сокровищ…
       Сюжет «Проклятья…» очень интересен и превращает его в смесь сразу двух жанров – шпионского триллера и приключенческого фильма. А такое место действия как Таиланд только добавляет ему экзотичности. На самом деле сценарий содержит куда больше сюжетных линий, чем я описал. Например, в первой половине фильма очень активно развивается линия с проклятьем чёрного рубина (именно в честь него и назван фильм), каждый носитель которого умирал через определенное время. Помимо всего прочего главных героев ждет множество ловушек и приключений, таких как столкновение с могущественной преступной организацией, крокодилами, тиграми, наемными убийцами и агрессивно настроенными обитателями города сокровищ. Всё это очень интересно и сам фильм мог бы стать настоящим шедевром, если бы не одно «но»… - режиссура…

       Мне доподлинно неизвестно принимал ли на самом деле участие Альберто Кардоне в съёмках этой картины, но всё говорит в пользу отрицательного ответа. Кардоне очень талантливый режиссёр, подаривший нам ряд замечательных вестернов, а вот Кёлер наоборот имеет репутацию автора дешевого низкопробного кино. Его первый фильм «Гроб из Гонконга» (Ein Sarg aus Hongkong, 1964) получает далеко не самые высокие оценки зрителей и считается дешевым немецким подражанием нуар-фильмам. В «Проклятье чёрного рубина» мы имеем приблизительно то же самое. Хороший сюжет запорчен очень безграмотной постановкой и ещё более безграмотной актёрской игрой. Такое ощущение, что в режиссёрском кресле сидел вообще далекий от кино человек, который к тому же куда-то очень сильно спешил.
       Сценарий, написанный самим Манфредом Р. Кёлером, немного затянут и местами мог быть сокращен без ущерба для всех сюжетных линий. Создается ощущение, что автор решил сделать свое творение как можно длиннее и действительно дотянул его почти до 100 минут. Режиссёр напичкал свой фильм куче проходных моментов, а также рядом сцен с показом местных празднований, которые комментирует подруга главного героя. Пусть они и не очень продолжительны, но всё же моли быть сокращены, ибо мы всё-таки смотрим не «Клуб путешественников», а шпионский триллер. В некоторых сценах, где по идее должно что-то произойти, ничего не происходит, в то время как в других случаются всякие нелепости. В сцене на параде слонов главные герои опасались за принца и старались оградить его от готовящегося покушения, но ничего не произошло, хотя у преступников была великолепная возможность убить наследника престола и скрыться незамеченными. В то же время в следующей сцене, где на автомобиль принца совершается покушение, бандиты проявляют небывалую активность и смотрится это довольно нелепо, ибо в этих сценах главные герои вовсе не профессиональные суперагенты, а простофили, не сумевшие заметить находившихся в нескольких шагах от них преступников (которые тоже очень сильно рисковали). Также мне не понравилось, что режиссёр уделяет много внимания показу сцен с обезьяной и приправляет всё это некоей долей юмора, что вот-вот превратит фильм в семейную комедию.

       Актёрская игра настолько топорна и неестественна, что это заметит любой даже самый непритязательный зритель. Сцены драк поставлены дешево и далеки от реализма. Действительно создается впечатление, что режиссёр очень сильно куда-то торопился. Возможно, у него были сжатые сроки и инцидент с актрисой Читрой Ратаной, которая сорвала связки во время съёмок сцены с пауками и была вынуждена взять «отпуск на три дня», сыграл свою роль. Но нельзя же было так похабно относиться к своему детищу. Единственным исключением здесь является Хорст Франк. Он очень хорошо смотрится в роли злодея Перкинса, временами хладнокровного, временами шутливого, а временами жестокого человека. Всё это сопровождает типичное для шпионских фильмов того времени музыкальное сопровождение, которое тоже не может похвастаться какими-либо изысками.

       «Проклятье чёрного рубина» - фильм с отличным сюжетом, замечательной игрой Хорста Франка, но очень слабой игрой остальных актёров, бездарной режиссурой и кучей дыр в сценарии. Посмотреть это кино можно, особенно тем, кто неравнодушен к картинам шпионского жанра, но не жалует Джеймса Бонда. Однако, ждать чего-то грандиозного от этого фильма не стоит, ибо это дешевая и наспех снятая картина, которую можно поставить в разряд середнячков.

Материал опубликован: 03 апреля 2010 года.