Крепкий орешек


Оригинальное название: Duri a morire, Tough to kill, Hard to Kill.
Производство: Италия 1979г.
Режиссер: Аристид Массаччези (Джо д'Амато).
В ролях: Люк Меренда, Дональд о'Брайен, Изарко Равайоли,
Вольфанго Солдати, Перси Хоган, Пьеро Вида, Алессандро Хабер.
       В конце 1970-х – начале 1980-х Джо д’Амато очень плодотворно работал в Доминиканской Республике и на Карибах, выпуская по несколько фильмов в год, преимущественно эротической\порнографической направленности и частенько с примесью ужасов. Но в это же время он снял и самые значимые ужасы в своей карьере – «За пределами тьмы» (Buio omega, 1979) и «Антропофаг» (Antropophagus, 1980), а также почти неизвестную российскому зрителю эксплуатационную военную ленту с довольно занятным сюжетом звездой криминального кино 1970-х Люком Мерендой в главной роли. Это был фильм «Крепкий орешек», который также снимался в Доминиканской Республике.
       Итак, перед нами довольно необычный военный эксплуатационный фильм, в котором практически нет военных действий, но имеется очень циничный сюжет и неожиданная развязка. Главным героем фильма является наемник по имени Мартин (Люк Меренда), который уже успешно воевал в Анголе, а теперь записался добровольцем в отряд Майора Хагерти (Дональд о’Брайен), который ведет военные действия в какой-то африканской стране. Мартин и ещё ряд наемников во главе с Хагерти отправляются в джунгли воевать с непонятным врагом. Им обещали неплохое жалование плюс доля умерших будет поделена между выжившими. В один день Мартин спасает от смерти некоего Леона. Но зачем, ведь его доля досталась бы остальным? А ответ очень прост: у Мартина есть своя секретная миссия. Он должен доставить преступника Леона определенным людям, которые заплатят за него миллион долларов. Как только об этой миссии становится известно остальным, в лагере наемников начинается резня. Постепенно почти все участники экспедиции погибают теми или иными способами и в большинстве случаев не без помощи своих товарищей. В финале остаются Мартин, Хагерти и ещё один негр, который увязался за ними с самого начала путешествия. Хагерти нужен Мартину, ибо он знает дорогу к городу, а Мартин нужен Хагерти как человек, знающий, куда нужно сдать преступника. Но что из этого выйдет и смогут ли озлобленные от жадности наемники добраться до места назначения?

       В конце 1970-х некоторые итальянские режиссёры пытались снимать циничные военные боевики\приключения, но они были ещё не такие как в 1980-х. Да и в тот период подобных картин было ещё мало. В первую очередь на ум приходят расистский боевик Марио Сичилиано «Освежеванные заживо» (Scorticateli vivu, 1978). Лента Джо д’Амато получилась совсем мягкой и не содержит никакого насилия и никакой обнаженки. Это довольно интересный приключенческий фильм, который можно смотреть чуть ли не детям, ибо все шоковые сцены остаются за кадром. Видимо, режиссёр поставил себе цель показать людскую жадность и глупость, а не насилие и кровь. И у него это получилось очень хорошо.
       В фильме нет положительных героев как таковых. Мартин, Хагерти, другие наемники – все они ослепли от жадности и злости, едва узнав о том, что за голову Леона можно получить миллион долларов. В такой ситуации действует один принцип «Каждый сам за себя». И не важно, что где-то в джунглях скрывается невидимый враг, который также быстро сокращает количество действующих лиц. Постепенно все они друг друга перебьют, а финал получился действительно неожиданный и даже немного поучительный.

       Военного действия в фильме как такового нет. Будет парочка перестрелок с какими-то солдатами, а остальная часть фильма отдана разборкам и резне между самими наемниками. Они сами уничтожают себя, поэтому врагу даже нечего появляться, ибо в этом нет необходимости. Первые 25 минут посвящены прибытию главного героя в лагерь и его общению с Майором Хагерти, а также всяким забавным вещам, типа игры с гранатой на смелость. Потом начинается само действие, которое, несмотря на отсутствие противника, смотрится очень интересно. В фильме имеются сцены, которые так и «просят» натурализма и крови. Например, в одной из них наемники отрезают голову убитого Леона, чтобы представить её заказчикам в качестве доказательства. Но, как я уже сказал, всё это остается за кадром и никакой крови в фильме нет.

       Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение Стельвио Чиприани, которое представляет собой очень приятно звучащие ритмичные мелодии. Уж не знаю, диско это или нет, но слушается данный саундтрек просто великолепно и задает фильму динамичный ритм. С самого начала просмотра становится ясно, что эта картина снималась в довесок к остальным, и что у неё был микроскопический бюджет. Во многом это объясняет практически полное отсутствие военных действий, а также местами наиотвратительнейший монтаж и просто ужасный английский дубляж (фильм вообще снимали без звука). Об актёрской игре особо говорить не буду, ибо от самих актёров в силу дешевизны постановки и сюжета особо ничего не требовалось. Скажу лишь, что Люк Меренда с течением времени как бы отходит на второй план, а Дональд о’Брайен великолепен в роли Майора Хагерти.

       «Крепкий орешек» - очень дешевый, но в то же время интересный своей циничностью и необычным сюжетом боевик, который наверняка понравится поклонникам Джо д’Амато, а также всем тем, кто интересуется подобной тематикой. Не стоит ожидать многого от этого творения, тогда оно непременно понравится. Если бы авторы добавили больше сцен с противниками и не старались завуалировать жестокость, то картина смотрелась бы на порядок лучше.

Материал опубликован: 29 августа 2011 года.