Город живых мертвецов

  • Оригинальное название: Paura nella citta dei morti-viventi, City of the living dead, The gates of hell.

  • Производство: Италия 1980г.

  • Режиссер: Лючио Фульчи.

  • В ролях: Кристофер Джордж, Катриона МакКолл, Джанет Агрен, Карло де Мейо, Джованни Ломбардо Радиче,
    Антонелла Интерленги, Даниэла Дория, Венантино Венантини, Фабрицио Джовине, Перри Пирканен,
    Микеле Соави (нет в титрах), Лючио Фульчи (нет в титрах).

В начале 1980-х Лючио Фульчи во всю начал снимать жуткие и кровавые фильмы ужасов и именно в 1980-1981 годах он снял свои самые известные ленты, которые можно объединить в трилогию под названием «Врата ада». Это были «Город живых мертвецов» (1980), «Седьмые врата ада» (1981) и «Дом на краю кладбища» (1981). Первые два фильма трилогии были сняты под сильным влиянием произведений Говарда Ф. Лавкрафта, но не привязаны к конкретному рассказу. Просто авторы позаимствовали его мифологию и некоторые места действия. В «Доме на краю кладбища» уже преобладают просто мистические и «маньячные» элементы, а влияние призрачного мира мастера американской мистической прозы заметно ослабевает. Итак, сейчас мы поговорим о первой части неофициальной трилогии, о «Городе живых мертвецов».

Оригинальное итальянское название фильма переводится как «Страх в городе живых мертвецов», но на самом деле у него очень много альтернативных названий, ибо издатели в разных странах разными способами пытались протолкнуть это творение на рынок, но в большинстве случаев даже резаные версии попадали под запрет. В США картина вышла сначала под названием «Сумерки мертвых» (Twilight of the dead) в 1983 году, но долго оно не продержалось. Постер да и само название отсылало зрителя к фильму Джорджа Ромеро «Рассвет мертвых» (Dawn of the dead, 1978), что не понравилось правообладателям и они потребовали изъять постеры и изменить название. Так появилась уже более привычное для американских зрителей именование этого фильма «Врата ада» (The gates of hell), под которым он известен до сих пор. Множество кассетных релизов содержали резаную версию (в частности релизы от Vipco), из которой были удалены наиболее шоковые сцены. Но куда забавнее была история с попытками издать этот фильм в ФРГ, где было более строгое отношение к подобным вещам. В 1982 году была предпринята первая попытка выпустить VHS релиз под названием «Зомби, повешенный на веревке от колокола» (Ein Zombie hing am Glockenseil), под которым эта лента ходила у нас на видео (и не только под ним), но картина была сразу же запрещена к показу. Через несколько лет, а именно в 1986 году издатели вновь предприняли попытку выпустить VHS, но уже под названием «Мертвец, повешенный на веревке от колокола» (Ein Toter hing am Glockenseil) и в сокращенной версии, что также обернулось полным провалом и запретом в 1988 году. Следующая версия фильма «Труп, повешенный на веревке от колокола» (Eine Leiche hing am Glockenseil) вообще не содержала кровавых сцен, а издатели уже заранее приготовили четвертую версию - «Покойник, повешенный на веревке от колокола» (Ein Kadaver hing am Glockenseil) на случай, если третья будет запрещена. Удивительно, но факт – третья версия, не содержащая никакого насилия, была также запрещена в 2001 году, а четвертая так и не вышла.

Сюжет: в прологе нам показывают, как священник маленького американского городка Данвича (вымышленный Лавкрафтом город), отец Томас (Фабрицио Джовине), повесился прямо на кладбище, тем самым открыв врата ада, через которые в День Всех Святых в наш мир придет зло и поглотит его. Всё это видела девушка-медиум Мэри Вудхаус (Катриона МакКолл). В шоке от увиденного она впадает в кому и её хоронят заживо. К счастью, нерадивые работники не стали закапывать её гроб, так как у них закончился рабочий день, и на помощь Мэри пришел журналист Питер Бэлл (Кристофер Джордж). Теперь они вместе направляются в Данвич, чтобы узнать, каким образом можно закрыть эти врата ада и предотвратить приход зла в наш мир, ибо до Хэллоуина осталось всего несколько дней. Но они ещё не знают, что нечистая сила уже рядом и что она постепенно поглотила почти весь город, медленно распространяя свои щупальца на весь остальной мир…

Сюжет, в принципе, стандартный для фильма ужасов той эпохи, но в то же время в нём намешано настолько много всего, что картина становится от этого ещё более интересной. Первое, что хочется отметить – атмосфера, которая передает безысходность и грядущую смерть человечества. Фильм снят в готическом стиле, и большая часть его действия происходит в ночное время суток в маленьком городке Данвиче, среди старинных зданий и узких улочек. Постепенно его начинает окутывать зло, являющееся в виде призрака повешенного священника и кровожадных зомби, которые также могут неожиданно появляться перед жертвой и в тот же момент исчезать. Режиссёр сделал их медлительными, жуткими, окровавленными и полусгнившими созданиями, которые сами по себе могут навести ужас на кого угодно, а финальные сцены в подземелье так и вообще выше всяких похвал и снимались они в обычной студии в Риме. Создатели действительно постарались и выдали мрачное и красивое полотно, смешивая ультранасилие и мрачную атмосферу, непременным спутником которой будет шедевральный саундтрек Фабио Фрицци. Музыка здесь действительно замечательная: местами это dark ambient с шумовыми эффектами, местами ритмичные композиции, а местами даже некое подобие рока. Всё это легко сливается воедино с видеорядом.

Что же касается насилия, то картина содержит ряд сцен, навсегда вошедших в историю жанра ужасов. В первой нам показывают девушку, которая при виде священника-зомби-призрака начинает выблевывать свои внутренности, а следом он ломает череп её друга и вытаскивает оттуда мозги. Ну и вторая сцена, которую часто отмечают рецензенты в своих отзывах, будет уже во второй половине ленты: один из героев сверлит насквозь голову другому толстым сверлом. Всё это показано подробно и без каких-либо купюр. Сами же сцены сняты довольно качественно, только в одном моменте первой сцены будет видна бутафория, а в остальном всё отлично. Говорят, что Даниэле Дории, исполнившей роль жертвы в первой сцене, пришлось действительно набивать рот настоящими внутренностями животного… Это далеко не единственные шокирующие сцены, которые нам придется увидеть в этом творении. Нас ждут кровавые убийства, зомби, дождь из червей и прочие странные и пугающие вещи…

На главные роли были приглашены как известные так и не очень актёры. Этот фильм и последующие две ленты сделали королевой хоррора тогда никому неизвестную англичанку Катриону МакКолл. Она мила и отлично смотрится на экране, но к сожалению карьера этой леди сложилась не особо удачно, ибо кроме этих трех работ Фульчи значимых и известных лент в её фильмографии нет. Её партнером по съёмочной площадке был достаточно известный американский актёр Кристофер Джордж, который постоянно ссорился с режиссёром и в один день жестко подшутил над ним: он подложил в сумку Фульчи, в которой тот хранил сигары, кучу червей, чтобы отомстить ему за ругань и скандалы, происходившие на съёмочной площадке. Сам режиссёр так и не узнал, кто это сделал, а съемочная группа не выдала актёра. В роли странного местного паренька Боба выступил тоже небезызвестный актёр Джованни Ломбардо Радиче. Изначально его персонаж должен был быть с горбом, но актёр отказался от подобного образа и всё равно прекрасно сыграл этого странного и нездорового человека. Будущий режиссёр Микеле Соави в те времена очень жаждал развиваться, учиться и в конце концов сесть в режиссёрское кресло, поэтому он соглашался делать любую работу, лишь бы присутствовать на съемочной площадке. Здесь ему была уготована роль жертвы священника-зомби, друга той самой девушки, выблевавшей собственные внутренности. В остальных ролях заняты также небезызвестные актёры и актрисы, такие как Джанет Агрен, Карло де Меджо, Венантино Венантини, Антонелла Интерленги… ну и сам режиссёр в роли доктора, исследовавшего труп.

«Город живых мертвецов» – шедевр жанра ужасов, один из самых лучших фильмов за всю историю кино. Мрачный, жестокий и качественно снятый он подарит массу приятных впечатлений любителям подобной продукции. Приятное, пугающее и одновременно красивое кино.

Материал опубликован: 25 мая 2005 года.