Чёрная мамба


Оригинальное название: Black mamba.
Производство: Филиппины 1974г.
Режиссер: Джордж Роу.
В ролях: Джон Эшли, Марлен Кларк, Розмари Джил, Эдди Гарсия, Пилар Пилапил.
       После просмотра отличного пугающего фильма ужасов «Ночь женщины-кобры» (Night of the cobra woman, 1972), я активно начал разыскивать ещё одну филиппино-американскую ко-продукцию того же периода под названием «Чёрная мамба». В этом фильме снялись частично те же актёры и название располагало к очередной жуткой истории из филиппинского фольклора со змеями и черной магией. Но на деле название данного творения нагло обманывает зрителя, ибо змей здесь почти нет и сюжет практически никак не связан с ними. Однако это не есть плохо, ибо филиппинский режиссёр Джордж Роу создал очень пугающую и мрачную историю о колдовстве вуду, которая непременно понравится всем любителям «странного» и страшного кино.
       Итак, фильм про колдовство, как и положено, начинается на кладбище. Жуткий горбун раскапывает могилу и снимает кольцо с руки мертвеца. На следующий день это кольцо оказывается в местной торговой лавке и его покупает странная женщина, одетая в траурное одеяние (Марлен Кларк). После посещения церкви к ней подошла вдова покойного Елена, которая самолично положила это кольцо в гроб с мужем. Естественно, у женщин началась перепалка, а потом мы узнаем, что Елена в свое время отбила своего мужа у этой женщины. Чтобы не быть обвиненной в воровстве с кладбища, героиня Марлен Кларк с помощью магических сил убивает горбуна, затем владельца лавки и начинает сводить в мир иной Елену. Доктор Морган (Джон Эшли), естественно не верящий в сверхъестественное, старательно ищет рациональное объяснение всем этим событиям, а сестра Елены Барбаба (Розмари Джил) приглашает священника, чтобы тот совершил обряд экзорцизма. Но и это не помогает. Конец страданиям Елены сможет положить только Доктор Морган, который наконец-то признал существование высших сил и теперь пытается разыскать и уничтожить ведьму…

       Если посмотреть на комментарии в IMDB, то можно заметить, что все зрители ругают фильм и называют его скучным. У меня создалось ощущение, что всё это писали зеленые тинэйджеры, воспитанные на голливудских блокбастерах и случайно нарвавшиеся на этот фильм. «Чёрную мамбу» ни в коем случае нельзя назвать скучным фильмом, ибо сюжет довольно разнообразен и наполнен разными необычными событиями. Конечно же, крови и жестоких убийств здесь нет, нет и действия с мордобоем, и может быть, поэтому его называют скучным. Но всё это с лихвой компенсируется рядом интересных сцен, таких как смерть горбуна на кладбище (ведьма оживляет гнилой труп, чтобы расхититель гробниц умер от страха), обряды экзорцизма, в которых священник хлещет Елену плеткой, сатанинские танцы и магические ритуалы, а также одержимость самой Елены. В общем, скучать здесь совсем некогда и если внимательно слушать диалоги и смотреть фильм, то вряд ли можно будет оторваться от экрана, ибо фильм заинтересовывает и завлекает зрителя с самых начальных сцен.
       Заявленных в названии змей здесь почти нет, за исключением пары сцен с видениями Елены, в которых змея заползает ей между ног, и сражения с ведьмой, в логове которой жила небольшая змейка, питающая её энергией. Но зато режиссёр предлагает зрителю множество ритуалов, после которых с главной героиней будут происходить непонятные и ужасные вещи. Но не стоит думать, что авторы пытались клонировать «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина. Здесь у Елены будут ужасные видения, слабость, она неожиданно будет падать с лестницы и т.п. Никакой зеленой рвоты и ругательств, свойственных для одержимых, нет и в помине. Для уничтожения своих жертв ведьма использует магию вуду: она превращается в птицу, ворует какой-нибудь предмет жертвы, затем оборачивает в него статуэтку из воска и проводит ритуал, после которого даже легкое постукивание по статуэтке отдается резкой болью у жертвы. Логово ведьмы выглядит очень хорошо, а на полу почему-то начерчена пентаграмма, хотя, вроде, адепты вуду её не используют…

       Отдельно стоит упомянуть сцену вскрытия. Это единственная жестокая сцена во всем фильме. Авторы продемонстрируют и мозг, и сердце во всех подробностях. Говорят, что режиссёр вмонтировал в свой фильм документальные кадры вскрытия трупа. Но я в этом сильно сомневаюсь, хотя с другой стороны такие качественные эффекты вряд ли бы были под силу создателям этой малобюджетной ленты. А если это всё же монтаж, то очень умелый, ибо никакого отличия документальных кадров от основного фильма я не заметил. Не поскупились авторы фильма и на хороших актёров. Джордж Роу собрал воистину звездный состав. Роль ведьмы исполнила американская актриса Марлен Кларк, игравшая в ряде blaxploitation фильмов и пугающем шедевре «Ночь женщины-кобры». Ветеран филиппинских фильмов ужасов американец Джон Эшли сыграл Доктора Моргана. Этот актёр никогда не отличался талантом, но в таком дешевом кино он всё же смотрится неплохо. Роль мужа Барбары досталась одному из самых известных актёров филиппинского кино - Эдди Гарсия, а саму Барбару сыграла Розмари Джил, из которой, несмотря на её молодость, вновь как и в «Ночи женщины-кобры» сделали «бабульку». В предыдущем фильме она играла роль мамы героини Марлен Кларк, а в этом старшую сестру Елены. Причем ей сделали такую прическу и так одели, что она бы с лихвой сошла бы за её мать. В общем и в целом актёрская игра вполне адекватна статусу продукции. Не могу сказать, что она была совсем плохой, но и хорошей её не назовешь. А вот музыкальное сопровождение Ламберто Х. Авелланы мл. можно назвать не просто хорошим, а потрясающим. Мрачные, медленные и загадочные мелодии сразу же настраивают зрителя на нужный лад и помогают авторам напугать его в нужный момент. Колдовские песнопения так и вообще нечто «странное» в хорошем смысле этого слова.

       «Чёрная мамба», несмотря на несоответствие названия и содержания фильма, является отличной работой филиппинских кинематорграфистов. Это жуткая, пугающая, мрачная и одновременно красивая и интересная история, которая понравится любителям психологически страшных ужасов и коллекционерам «кинодикостей» со всего мира.



Материал опубликован: 11 августа 2009 года.