Умерший тысячу раз


Оригинальное название: Bin defa ölürüm.
Производство: Турция 1985г.
Режиссер: Четин Инанч.
В ролях: Джюнейт Аркын, Эрол Таш, Бахар Озтан, Йылмаз Курт.
       «Умерший тысячу раз» - один из наиболее серьезных и интересных фильмов Четина Инанча 1980-х. В эти годы он уже откровенно халтурил, снимая свои фильмы в сжатые сроки чуть ли не в один дубль и совершенно не обращая внимания на их качество и реалистичность происходящего на экране. Наверняка многие видели его «Человек, который спасает мир» и понимают, о чём я говорю. Конечно же, эти фильмы при всех их недостатках очень весело смотреть, но иногда маразм переходит все границы. К счастью время от времени Инанч снимал и вполне серьезные ленты с хорошими сюжетами и относительно качественными эффектами (по сравнению с другими его картинами того периода). К таковым относится «Умерший тысячу раз», который является переделкой не очень известной испанской ленты Антонио Исаси-Исасменди «Убийства в летнее время» (Un verano para matar).

       С самого начала ленты режиссёр начинает демонстрировать жестокости по полной программе. На фоне вступительных титров происходит дикое убийство человека с помощью ножа на глазах у его маленького сына. Это мафия во главе с Муртазой Беем (Эрол Таш) расправилась с неугодным ей человеком. Проходят годы, свидетель того преступления Кемаль (Джюнейт Аркын) подрастает и становится мужчиной. Он ходит в спортзал и учится стрелять, чтобы отомстить убийцам отца. Постепенно количество подчиненных Муртазы Бея начинает сокращаться и он догадывается, чьих рук это дело. Будучи влиятельным и богатым человеком, он сразу же организовывает охоту на Кемаля, привлекая не только своих людей, но и полицию. А тот в свою очередь похищает дочь мафиози (Бахар Озтан). Сначала возненавидевшая Кемаля девушка потом понимает истинную причину его действий и делает всё возможное, чтобы остановить кровопролитие, не зная, на какие подлости готов её отец…
       Здесь вы не увидите традиционного для Инанча 1980-х безостановочного действия и множество сцен с плохим кунг-фу. Это более вдумчивая работа, в которой и действия то по сравнению с другими картинами режиссёра будет маловато. Но в то же время, благодаря сюжету, полному драматизма, картина смотрится на одном дыхании даже без перевода. Инанч очень красиво показал историю человека, жаждущего мести и решившего простить последнего противника ради милой девушки. Это не история любви, а трагическая история жизни человека, жизнь которого поломал богатый мафиози. У Муртазы Бея есть всё – деньги, власть, много наемных убийц и даже полицейские, не пытающиеся понять причину убийств и расследовать деятельность людей Бея.

       От испанского оригинала этот фильм довольно сильно отличается. В первую очередь события здесь разворачиваются гораздо быстрее, наличествует дикое насилие, которого не было в оригинале и совершенно изменена концовка. Фильм Антонио Исаси-Исасменди говорит о том, что мафия бессмертна, в то время как Четин Инанч оставляет надежду на справедливость. Также в этом фильме главный герой действительно решил простить убийцу своего отца, в то время как герой испанской версии лишь замешкался в раздумьях, чем позволил людям мафиози спасти жизнь боссу.

       Помимо перестрелок и погонь Четин Инанч несколько раз шокирует зрителя ультражестокими сценами. О первой из них я уже рассказал выше. Вторая и самая жуткая ждет нас где-то в середине фильма. Люди Бея ворвутся в спортзал и начнут пытать друга Кемаля. Они прибьют его ножами к стене, а потом проткнут насквозь его голову спицей через ухо. Всё это показано крупным планом, снято довольно качественно и смотрится жутковато. В финале герой Джюнейта Аркына будет массово ломать шеи людям Бея. Всё это сопровождается, естественно, ворованной музыкой из западных картин. Инанч всегда хорошо подбирал мелодии к своим творениям, не стал исключением и этот фильм – саундтрек просто потрясающий.
       Убийства и кровавые сцены сняты на довольно высоком для Инанча середины 1980-х уровне, а вот взрывы и сцены с машинами выглядят настолько неубедительно, что вызывают возмущение. Честно говоря, я бы предпочел, чтобы их вообще здесь не было. А дело в том, что авторы не соблюли масштаб миниатюрных моделей, в результате чего горящие и падающие макеты выглядят как детские игрушки. Благо таких сцен здесь немного, но всё равно они очень напрягают. Сцена погони нескольких машин за Кемалем на коне тоже слишком продолжительна и наиграна. В остальном фильм великолепен.

       На главную роль Четин Инанч пригласил своего давнего товарища по съёмочной площадке, а по совместительству и самого известного актёра Турции Джюнейта Аркына. Этот человек не всегда хорошо исполняет свои роли и видимо играет в зависимости от качества фильма. В хороших и серьезных картинах он смотрится убедительно, в то время как в большинстве фильмов Инанча переигрывает. В данной работе он смотрится ровно: не переигрывает, но и не старается быть супер-реалистичным. Эрол Таш наоборот всегда старался играть как можно лучше, независимо от уровня фильма. Эта картина не стала исключением и его Муртаза Бей великолепен, он смотрится даже лучше, чем Раф Валлоне в испанском оригинале. Ну и Бахар Озтан исполняет вспомогательную роль дочки мафиози. Эта актриса, скорее всего, была призвана сюда, чтобы порадовать мужскую аудиторию, ибо она весьма и весьма приятна внешне, а также будет довольно часто менять красивые откровенные наряды.

       «Умерший тысячу раз», несмотря на все перечисленные мной недостатки, является крепкой работой, заслуживающей зрительского внимания. Хороший сюжет, отличные актёры, необычные шокирующие сцены и трагичный финал – эти плюсы затмевают некачественно снятые сцены. Я посмотрел это творение с большим удовольствием и думаю, что любители турецкого кино не будут разочарованы.


Материал опубликован: 12 октября 2010 года.