Разные миры


Оригинальное название: Ayri dünyalar, Separate worlds, Bloody Lolitas.
Производство: Турция 1974г.
Режиссер: Орхан Аксой.
В ролях: Джюнейт Аркын, Гюльшен Бубикоглу, Тургут Озатай, Бюлент Каябаш.
       Орхан Аксой – очень талантливый режиссёр, снявший т такие замечательные ленты как «Девушка-каратистка», «Убейте шлюху», «Мститель» и многие другие. В 1970-х годах он нередко обращался к жанру криминального кино и иногда смешивал жанр жестких мафиозных триллеров с другими. В 1974 году на экраны выходит фильм с необычным названием «Разные миры». По названию так и не скажешь, к какому жанру его можно причислить, да и вряд ли можно угадать, ибо на деле это очень грамотно снятое смешение мафиозного триллера и мелодрамы. Но не стоит думать, что это смазливая любовная история с парой выстрелов. Это грамотное и захватывающее кино, рассказывающее о нелегкой жизни мафиозного лидера, который уже давно смирился с фактом, что при своем образе жизни никогда не сможет завести семью.

       Главный герой фильма – мафиозный лидер по кличке Ураган Кемаль (Джюнейт Аркын). Он держит казино в центре города и зарабатывает очень неплохие деньги. Но он такой не один. С ним постоянно конкурирует нечестивый гангстер Тайяр (Тургут Озатай), который всеми способами пытается «потопить» Кемаля и готов даже пойти на убийство. Тайяр сначала пытается уничтожить бизнес Кемаля, подсылая бандитов или просто психов в казино, чтобы они всё там погромили, но всё безрезультатно. Однажды Кемаль ехал на своей машине по одной из дорог и случайно сбил замечтавшуюся девушку по имени Асли (Гюльшен Бубикоглу). Позже выясняется, что её отец сидит в тюрьме по ложному обвинению и что она врет своим подругам, говоря, что он работает в Америке. Подружившись с Кемалем, девушка просит его хотя бы на один выпускной бал сыграть роль отца, ибо врать уже становится опасно. Кемаль соглашается и постепенно у них возникает нежное чувство, но тут на арену опять выходит Тайяр, прознавший про новую пассию Кемаля. Он похищает девушку и предлагает Кемалю встретиться в заброшенном здании для финального боя…
       На самом деле сюжет этого фильма куда более оригинален и куда боле закручен, чем я рассказал в абзаце выше. Конечно же, он немного наивен, особенно это касается главного героя – мафиози по имени Кемаль. В фильме так и не говорится, чем занимается этот персонаж, кроме ведения дел в казино, а сам гангстер преподносится как очень добрый и порядочный человек, помогающий бедным и презирающий несправедливость. Ну, прямо Робин Гуд от мафии. В одной сцене его так и назвали. Второй мафиози Тайяр – это уже нормальный бандит, не гнушающийся никакими способами для достижения своих целей. Он пытался навредить бизнесу Кемаля, нанимал убийцу, чтобы избавиться от конкурента и уже затем похитил девушку. Что же касается самой Асли, это обычная добрая и скромная девушка, которая заметно отличается от своих шумных подруг, у которых на уме одни парни и вечеринки. В одной сцене Кемаль так и сказал, что из всех девушек она самая милая и интересная. И режиссёр изображает эту героиню так, чтобы зритель непременно согласился с Кемалем.

       Но главная составляющая сюжета: невозможность двух влюбленных быть вместе. Кемаль прекрасно понимает, что в один день он может погибнуть и оставить свою семью без средств к существованию или ещё хуже, жертвой преступников может стать сама избранница Кемаля. Всё это он прекрасно понимает, но не знает, как объяснить девушке. Ему и самому не хочется с ней расставаться, но здесь уже ничего не поделаешь и даже после того, как он успешно разберется с конкурентами, их место могут занять новые люди. Такова жизнь гангстера – вечная угроза жизни и постоянное напряжение.
       А теперь обратимся к вопросу, который наверняка мог возникнуть у читателя с самого начала рецензии – соотношение криминальной составляющей и мелодраматизма, а также характер этого мелодраматизма. По этому поводу скажу следующее: здесь нет никаких «соплей» в духе наших современных мыльных опер и мексиканских сериалов, но зато есть обычная любовная линия безо всяких излишеств, которой режиссёр уделяет чуть больше внимания, чем его коллеги по цеху. Да, здесь много диалогов, не так много действия, но смотрится фильм с большим интересом, а периодические стычки с бандитами и перестрелки только подогревают интерес к этой истории. Никаких жестоких убийств здесь нет, но зато есть стильные и очень непохожие друг на друга герои с твердыми характерами. Один – беспринципный бандит, а второй – Робин Гуд преступного мира и романтик. Поэтому лично я не сказал бы, что фильм слишком мелодраматичный, ибо здесь нет большинства атрибутов, присущих этому жанру и зачастую у героев просто нет времени на любовные отношения, ибо Кемаль всячески старается отдалить девушку от себя дабы не навлечь на неё беду.

       Орхан Аксой всегда славился качественными постановками (по меркам турецкого кино, конечно же) и здесь он тоже не подкачал. Помимо отличного актерского состава, где даже на второстепенных ролях грают узнаваемые лица, такие как Бюлент Каябаш, фильм может похвастаться очень хорошо поставленными сценами с перестрелками и сражениями, а также замечательным саундтреком, часть из которого, конечно же, ворована из других картин, но зато другая является оригинальной и очень приятной на слух музыкой. Визуальный ряд тоже радует своей красочностью и яркостью. Благодаря такому стилю съемки от фильма веет духом 1970-х.

       «Разные миры» - ещё одно доказательство таланта Орхана Аксоя. Это качественная, интересная и красивая лента непременно понравится всем любителям добротного криминального кино и в особенности тем, кто любит криминальные драмы. Это определенно один из лучших турецких фильмов 1970-х, который можно поставить в один ряд с другими известными работами Аксоя и даже с некоторыми работами итальянских мастеров жанра.

Материал опубликован: 10 февраля 2010 года.