И ужас приходит ночью

  • Оригинальное название: At lumaganap ang lagim.

  • Производство: Филиппины 1975г.

  • Режиссер: Армандо А. Эррера.

  • В ролях: Рикки Бельмонте, Розмари Сонора (Розмари), Розмари Джил, Джордж Эстреган, Эдди Гарсия, Этанг Дишер.

Большинство зрителей знакомо с филиппинским кино по работам Эдди Ромеро и Джерардо де Леона, которые снимались совместно с американскими кинематографистами. Естественно, они не отражают полностью национальных особенностей местного кино, так как изначально предназначались для западного рынка. Те, кто хочет познакомиться с настоящим филиппинским кино, должны копать глубже и отыскивать забытые и едва уцелевшие ленты 1970-х, такие как «Убейте Барбару в панике» (Patayin mo sa sindak si Barbara, 1974), «Флоринда» и «И ужас приходит ночью». Сейчас я как раз расскажу о последней работе, которая многими людьми считалась потерянной навсегда и до сих пор недоступна в более-менее вменяемом качестве.

В прологе нам показывают как старуха-колдунья (Этанг Дишер) взывает к Сатане со скалы. У неё есть дочь (Розмари Джил), которая должна будет выносить ребенка нечистой силы. В эту же ночь в их дом является Сатир и насилует девушку, после чего та пытается покончить с собой, спрыгнув со скалы. Но это не избавляет жертву от горькой судьбы, ибо тёмные силы оживляют девушку и превращают её в чёрную ведьму, которая отныне будет служить Сатане. Местные жители устали от нападок нечистой силы и казнили старуху, но это им не помогло. Отныне поселение будет терроризировать не только сам Сатана, но и его верные слуги: «чёрная» ведьма, горбун и даже зомби…

Настоящее филиппинское кино, снятое без участия иностранцев, порой было подлинным безумием, аналогов которому больше нигде нет. К сожалению, большинство этих фильмов недоступно и по сей день, а если и доступно, то в ужасном качестве (как исходника, так и оцифровки: люди словно специально «убивают» и без того убитую картинку). Так было и с этим фильмом, который снял Армандо А. Эррера, человек, не раз обращавшийся к жанру ужасов и триллера.

Картина достаточно мрачна, а развитие событий в ней происходит неравномерно. После эффектного вступления и казни старухи, сюжет начинает буксовать на отношениях главных героев (Рикки Бельмонте и Розмари Сонора и в реальной жизни были мужем и женой) и на это время нечисть отходит на второй план, а то и вовсе пропадает. Но по прошествии 20-30 минут авторы отходят от сентиментализма и вновь возвращаются к мистической теме. Отныне каждую ночь нечисть будет атаковать поселение и в особенности имение главных героев и с каждым разом эти атаки будут всё интенсивнее, пока большинство его обитателей не погибнет. Подругу главного героя похищают, и он вынужден отправляться в самое логово нечистой силы, чтобы дать бой её главарю.

Самые необычные и интересные сцены ждут зрителя в финале, когда главный герой отправляется спасать свою подругу и других похищенных для жертвоприношений девушек. Вот здесь и проявляется вся необычность и безумие филиппинского кино. Нас ждёт сражение с горбуном, который с помощью длинных когтей рвет плоть своих жертв, «чёрной» ведьмой и поединок на шагах с самим Сатаной! Но и это ещё не всё: в самом финале авторы приготовили для зрителя небольшой сюрприз – зомби… В общем, скучно не будет, а сентиментализм в середине может и затягивает фильм, но совершенно не портит впечатление от просмотра.

На главные роли были приглашены тогдашние звезды филиппинского кино. Экранное дуо Рикки Бельмонте и Розмари Сонора мне мало знакомо, но у себя на родине он купались в лучах славы и играли в немалом количестве фильмов. Небезызвестный актёр Джордж Эстреган отлично вжился в роль Сатаны, а хорошо знакомая по ряду замечательных фильмов Розмари Джил – прекрасна в роли ведьмы на службе дьявольских сил. Её внешность как нельзя лучше подходит для подобных ролей. Ну и, наконец, старуху в прологе сыграла Этанг Дишер, которая просто создана для подобных ролей и своим взглядом и выкриками наводит ужас на зрителя.

«И ужас приходит ночью» - отличный образчик аутентичного филиппинского мистического кино, без каких-либо примесей, без закосов под западение кино и без прицела на иностранный рынок. Очень жаль, что множество подобных действительно незаурядных и оригинальных работ исчезло, либо пылится на полках жадных коллекционеров. Это кино достойно, чтобы его увидело больше зрителей, ибо ничего подобного нигде не было.

Материал опубликован: 07 ноября 2014 года.