Убежище


Оригинальное название: Asylum, House of crazies.
Производство: Великобритания 1972г.
Режиссер: Рой Уорд Бэйкер.
В ролях: Питер Кушинг, Брит Экланд, Герберт Лом, Патрик Мэджи, Роберт Пауэлл, Шарлотта Рэмплинг.
       «Убежище» - одна из самых известных хоррор-антологий студии Amicus, которая в начале 1970-х выпустила в свет ряд успешных картин, таких как «Из могилы» (From beyond the grave) и «А теперь раздается крик!» (And now the screaming starts!). Фильм снят по коротким рассказам известного американского писателя Роберта Блоха, которого экранизировал даже Альфред Хичкок (фильм «Психоз»). Для данного фильма Блох также написал и сценарий, а постановкой занимался известный английский режиссёр Рой Уорд Бейкер. Но вот результат усилий этих людей получился не очень впечатляющим, а местами так и вообще фильм смотрится наивно и глупо.
       Не ожидайте увидеть психушку, населенную невменяемыми людьми и возглавляемую каким-нибудь безумным ученым. Здесь этого нет и в помине. Как я уже сказал, фильм представляет собой антологию, в которой прибывший в удаленную психиатрическую клинику молодой врач слушает рассказы трех пациентов. Первая девушка была любовницей мужа богатой женщины. Эта женщина не давала развод мужу, и любовная парочка решила убить её. Расчленив труп они и не догадывались, что его хозяйка практиковала Вуду и что теперь конечности оживут и будут охотиться за несчастной парочкой. А оставшуюся в живых девушку признали сумасшедшей и обвинили в убийстве любовника. Вторую историю рассказывает бывший портной. Это был бедный человек, которому едва хватало на жизнь и на аренду жилья (здесь же была и мастерская). Но однажды к нему зашел странный джентльмен по имени Смит (Питер Кушинг) и предложил круглую сумму за костюм, который должен быть сшит из особой ткани и в определенное время. Позже портной узнает, что у этого человека нет денег и что это колдун, который с помощью магических сил пытается оживить своего сына… Четвертая история рассказывает о больной девушке. Брат договорился с врачами и перевел её на домашнее лечение. Её подруга тайно пробирается в дом и убеждает больную, что брат хочет упрятать её в психушку и завладеть наследством. Она разрабатывает план побега, но в последний момент ход событий круто меняется и в результате главная героиня оказывается в психушке…

       Рой Уорд Бейкер снял хорошее кино, которое приятно посмотреть, да и актёрский состав обещает многое, но вот сюжет откровенно провальный. Первые две истории очень наивны, глупы и неестественны, и только последняя смотрится более менее прилично. В первой новелле меня обескуражили ползающие конечности: это просто верх идиотизма! Может быть в книге всё было описано куда эффектнее и интереснее, но в фильме эти сцены кроме недоумения вызвать ничего не могут. Завернутые в целлофан руки и ноги неестественно гонятся за девушкой, а за ними катится голова. Умора! Вторая история очень эффектна в визуальном плане. Питер Кушинг просто великолепен в роли загадочного джентльмена, а интерьеры его жилища тоже очень радуют глаз. Но вот финал истории тоже озадачивает и даже вызывает раздражение. Костюм, который должен был оживить сына Смита, вешают на манекен. Он оживает и начинает вести себя подобно зомби. История обрывается на сцене, где он пытается задушить портного. Потом мы видим его в психушке. Финальная история, как я уже сказал, смотрится вполне хорошо и может порадовать зрителя неожиданной развязкой. Финал всего фильма тоже эффектный и изрядно удивит зрителя.
       Фильм может похвастаться отличным актёрским составом. Авторы не поскупились на настоящих звезд, хотя у некоторых из них экранного времени будет не так уж и много. Питер Кушинг работал на съёмочной площадке всего пару дней, а Герберт Лом, исполнивший роль создателя марионеток, управился за полдня. Молодого врача сыграл Роберт Пауэлл, знакомый по потрясающему фильму Дона Шарпа «39 ступеней». Из актрис стоит отметить Шарлоту Ремплинг и Бритт Экланд. А хозяина клиники сыграл ветеран английского кино Патрик Мэджи. Отдельно стоит отметить потрясающий оркестровый саундтрек Дугласа Гэмли. Музыка действительно ласкает слух и, на мой взгляд, является одним из лучших саундтреков к английским фильмам ужасов.

       Общий итог: несмотря на некоторую маразматичность в сюжете, фильм смотрится довольно хорошо, особенно начиная с третьей истории. А уж финал так и вообще впечатляет зрителя. Режиссура, актёрская игра, спецэффекты - всё сделано на высшем уровне и поэтому я бы не хотел так уж сильно ругать этот фильм, но и восхищаться не могу. Глупости в первых двух историях сильно портят впечатление от просмотра. А так в остальном картина очень хороша и наверняка будет интересна поклонникам Hammer и Amicus.

Материал опубликован: 19 февраля 2008 года.