Чужой на Земле

  • Оригинальное название: Alien - II: sulla terra, Alien terror, Strangers.

  • Производство: Италия 1980г.

  • Режиссер: Чиро Ипполито (Сэм Кромвелл), Бьяджо Пройетти (нет в титрах).

  • В ролях: Белинда Мэйн, Марк Бодэн, Микеле Соави (Майкл Шоу), Джуди Перрин, Чиро Ипполито.

Итальянские кинематографисты частенько делали рип-оффы успешных американских картин. Не могли они пройти и мимо «Чужого» Ридли Скотта, вышедшего в 1979 году. Уже в 1980-м Луиджи Коцци выпустил своё эффектное «Заражение» (Contamination), а затем по его стопам пошел и безвестный Чиро Ипполито, который в том же году представил своё неофициальное продолжение под названием «Чужой на земле». Естественно, толстосумам из 20th Century Fox это не понравилось, они сначала предложили авторам деньги за права на фильм, чтобы впоследствии его уничтожить и не допустить показа в кинотеатрах, а затем подали в суд, требуя 10 миллионов долларов за использование слова «Alien», но Ипполито не испугался и нанял английского адвоката, который отыскал малоизвестный роман 1930-х годов с тем же названием. Таким образом, американцы проиграли суд.

У «Чужого на Земле» достаточно занятная и интересная история создания. Идея создания этого творения пришла в голову Ипполито во время работы над одним из «мафиозных» фильмов Альфонсо Брешии. Чиро в те времена посмотрел оригинального «Чужого» Ридли Скотта, а следом увидел постер к картине Лючио Фульчи «Зомби – 2», что и навело его на мысль о создании продолжения столь успешной американской ленты. Договорившись с продюсером Анджоло Стелла, Ипполито начал продвигать ещё не готовый продукт в различных журналах, в результате чего получил немало запросов из прессы с просьбой предоставить хоть какую-то информацию о фильме. А тем временем Ипполито и Стелла нашли иностранных инвесторов, которые выделили им 400 миллионов лир на создание фильма. Сумма неплохая, но два предприимчивых и веселых итальянца решили немного поразвлечься и отправились на каникулы в Канны, где не только отлично отдохнули, но и прикупили парочку крутых спортивных машин.

Затем горе-кинематографисты отправились на поиски пещер, сначала в Югославию, а затем по Италии и остановили свой выбор на Grotte di Castellana в Пулье. Чтобы хоть как-то отчитаться перед инвесторами, Ипполито взял фотографии этих пещер в нужных ракурсах, увеличил их и предъявил инвесторам в качестве отчета о потраченных деньгах. Типа деньги ушли на постройку таких шикарных декораций. После этого одному из соратников режиссёра Бьяджо Пройетти было поручено найти дешевых актёров, но из-за разных позиций относительно фильма и различных недоразумений он был отстранен от проекта через неделю после начала съёмок. Теперь в режиссёрском кресле сидел сам Ипполито, взявший себе псевдоним Сэм Кромвелл.

Естественно, денег на съёмки уже не оставалось, а таланта и знаний у Ипполито не хватало, поэтому он предложил сотрудничество Марио Баве, но тот отказался из-за работы над другим проектом, правда, подсказал, как можно сделать вид из пасти монстра без особых затрат. Вокруг объектива было прилеплено мясо, которое с помощью специального инструмента приводили в движение, создавая иллюзию живого монстра. Съёмки многих сцен велись в подвале одной из столовых Рима. Из-за постоянных женских криков и запаха гнилого мяса соседи в один день вызвали полицию, и та арестовала всю съёмочную группу по подозрению в убийстве и сокрытии трупа. Звуки рычания монстра – это записанный и умело модифицированный храп.

В результате после одобрения цензурным комитетом фильм был выпущен во многих европейских странах и отбил затраченные на него деньги (большая часть которых ушла на развлечения и отдых двух итальянцев), даже принеся небольшие дивиденды. Рядовые зрители были куда сдержаннее в своих оценках, нежели критики. Маурицио Порро из Corriere della Sera писал: «[...] этот фантастический фильм ужасов наивен и плохо сделан, в особенности сценарий, более походящий на пародию [...] и абсолютно недостоверно выглядящие на экране актёры…». Газета La Reppublica назвала фильм «несуразным представителем научной фантастики», а Марчелло Гарофало в своём обзоре в журнале Ciak включил его в список «100 самых безумных фильмов в истории кино». Руди Сальваджини в своей «Энциклопедии фильмов ужасов» (Dizionario dei film horror) написал, что инопланетные существа в этом фильме не внушают страха, а закончил обзор фразой «Скудный на изобретательность и идеи и просто скучный». Того же мнения придерживается и большинство других кинокритиков и рецензентов.

Ну а теперь пора перейти к самому фильму, который, несмотря на всё, что написано выше, оказался довольно таки интересным зрелищем (пусть и не доходящим до уровня того же «Заражения» Коцци). По сюжету запущенная в космос экспедиция оказалась неудачной, и корабль возвращается пустым, потерпев аварию где-то в пустынной местности. В это же время в те же места направляется группа исследователей, которая планирует спустится в тамошние пещеры. По пути они находят странный красивый камень, но ещё не знают, что на самом деле это инопланетная форма жизни, которая будет дремать до определенного момента. Именно в пещере, в замкнутом пространстве она и просыпается, начиная пожирать исследователей одного за другим. Нескольким из них удается спастись и выбраться наружу, но они определенно не ожидают увидеть то, во что превратилась планета за время их отсутствия…

Я бы не сказал, что этот фильм прямо уж клон «Чужого», но общее название и фабула дают некие основания называть его таковым. На деле же перед нами очень дешевый итальянский фильм ужасов, причем не самый лучший в своём жанре, но всё же довольно интересный. Главным и, по сути, единственным минусом этого творения является сценарий, написанный самим режиссёром. Видимо он опирался на скудные остатки денег после чумовых каникул, поэтому до отказа напичкал свой фильм диалогами и «проходными» сценами. В первой половине фильма на экране практически ничего не происходит: герои будут говорить на разные темы, посещать боулинг, готовиться к экспедиции и, собственно, спускаться и бродить по пещерам. Прогулки по пещерам продолжаются и во второй половине, но здесь по прошествии небольшого количества времени «камень» оживает и начинается экшен.

Прежде чем говорить о действии и спецэффектах, я очень сильно огорчу читателя: «чужого» нам не покажут даже в финале. Авторы ограничились звуковыми эффектами, редкой демонстрацией лап и ракурсом из пасти инопланетного монстра в последних сценах фильма. Саму его морду, не говоря уже о туловище, мы не увидим. Что же касается убийств, то здесь всё более-менее прилично. Нас ждёт несколько жестоких и кровавых сцен: инопланетянин сначала не будет вселяться в свои жертвы, а просто убьет их, и только позже люди начнут становиться носителями инопланетных существ, но эта тема быстро сходит на нет, ибо к тому времени почти все персонажи уже были мертвы. Финал картины достаточно интересный, но всё же не так эффектно снят, как это было в других лентах с подобной концовкой.

А теперь перейдем к одному из неоспоримых плюсов данного творения – к музыке. Она принадлежит перу двух известных итальянских композиторов – Гвидо и Маурицио де Анджелис. На этот раз они создали мрачные пульсирующие монотонные электронные мелодии, которые будут преследовать зрителя на протяжении всего фильма и здорово помогают авторам создать нужную атмосферу. Музыка получилась действительно потрясающей, а саундтрек по неизвестным причинам не издан до сих пор.

Что можно сказать об этом фильме? «Чужой на Земле» - далеко не лучший представить итальянского хоррора об инопланетных тварях, во многом из-за безалаберного отношения режиссёра к съёмочному процессу. Если бы выделенные деньги были потрачены по назначению, то мы вполне бы могли получить как минимум отличное кино (если не шедевр). А так это стандартная лента, которую могут посмотреть любители итальянского хоррора, но особого восторга она не вызывает, хотя и негатива тоже. Середнячок.

Материал опубликован: 27 марта 2014 года.