Голова вниз, ноги в воздухе

Оригинальное название: Testa in giù, gambe in aria.

Производство: Италия 1972г.

Режиссёр: Уго Новелло.

В ролях: Коррадо Пани, Марина Малфатти, Мария Пиа Конте, Пьеро Вида, Андреина Пол.

Рецензия на фильм «Голова вниз, ноги в воздухе»

Уго Новелло – одна из многих безвестных личностей итальянского кино 1970-х. Этот человек совсем немного работал в киноиндустрии и за это время успел побывать на съёмочных площадках таких мастодонтов кинодела как Марко Беллоккьо и Лилиана Кавани. Поработав немного у мастеров, он решает сам сесть в режиссёрское кресло и в 1972 году выпускает картину под странным названием «Голова вниз, ноги в воздухе», которая прошла незамеченной и была благополучно забыта. И только в первой половине 1980-х к ней вернулся культовый итальянский лейбл GVR, выпустивший VHS релиз, который, судя по всему, также имел небольшой тираж, содержал копию не самого лучшего качества и благополучно исчез из вида, став желанной редкостью для единичных коллекционеров итальянского кино.

Главный герой фильма – человек по имени Андреа (Коррадо Пани), который разрабатывает дизайны помещений, не особо пользующиеся популярностью у клиентов. Но это его не расстраивает, ибо в его жизни достаточно денег для того, чтобы не переживать об очередном неудавшемся проекте. Андреа сожительствует с Мариной (Марина Малфатти), но они давно стали холодны друг к другу и их отношения очень натянуты. К тому же главного героя куда больше интересует прокатившаяся по городу череда убийств преподавателей, о которой трубят все газеты. Андреа уверен, что видел лицо убийцы в баре: к нему подошел мужчина, оказавшийся преподавателем, и попросил проводить до дома, так как опасался за свою жизнь. В это время в тёмном углу бара за ним наблюдал странной наружности человек и на следующую ночь этот преподаватель был убит. С этого момента Андреа пытается нарисовать портрет убийцы, а также выследить его. У него это почти получается, но в какой-то момент маньяк понимает, что за ним следят, и решает нанести упреждающий удар…

Некоторые зрители причисляют этот фильм к жанру джалло, но давайте для начала вспомним его отличительные черты: жестокие и эстетически красиво снятые убийства, красивые и регулярно обнажающиеся женщины, детективная интрига, в которой зритель должен догадаться, кто из героев является маньяком, особая атмосфера, зачастую смешивающая реальность и видения кого-то из героев, и многое другое. Так вот, в этом творении почти ничего из перечисленного тут нет. А называть фильм с детективной интригой джалло только потому, что он был снят в Италии, не стоит.

Начнем с детективной составляющей. Поначалу она едва прослеживается, а потом исчезает вовсе, ибо нам почти сразу показывают убийцу, не скрывая его личности. Да, у меня теплилась небольшая надежда, что ближе к финалу будет какой-то крутой сюжетный поворот и всё перевернется с ног на голову (под стать названию фильма), но нет – ничего в пользу этого не говорило и ничего не произошло, поэтому этот абзац не стоит считать спойлером. Авторы с самого начала сознательно показывают убийцу. И этот убийца на протяжении всего фильма просто ходит по улицам и ничего не делает, а о его злодеяниях мы узнаем из… теленовостей и газет, в которых и рассказывают об очередной жертве. Т.е. за весь фильм не будет показано ни одного убийства, ни одной погони за жертвой, ни одной сцены саспенса. Даже из-за этого нельзя причислять данный фильм к жанру джалло.

Несмотря на казалось бы детективный сюжет, авторы уделяют достаточно много экранного времени жизни главного героя и его взаимоотношениям с Мариной. Как уже было сказано выше, жизнь Андреа – спокойная и расслабленная. Он шляется по улицам, пытается посещать занятия по йоге (без особого успеха), изредка бывает на вечеринках и иногда ходит на работу. Периодически он ссорится с Мариной, а когда узнает, что она втайне от него сделала аборт, расстается с ней и находит любовницу – взрослую женщину, у которой частенько просит советы по разным жизненным ситуациям, что ей очень быстро надоедает и она его бросает. Собственно, ничего интересного и осмысленного в этих сценах нет и вообще непонятно, для чего авторы начинали весь этот рассказ, ибо в конце концов он заходит в никуда, как и сам фильм.

На главные роли были приглашены небезызвестные актёры. Коррадо Пани смотрится как-то отрешенно, словно понимает, что его работа над этим фильмом бессмысленна, и играет на автомате. Марина Малфатти пару раз появится в откровенном наряде и без него, а в остальное время будет ходить с сонным и недовольным видом, словно ей очень не хотелось сниматься в этом творении, но кто-то или что-то заставляет её делать это. Мария Пиа Конте выступила в небольшой роли коллеги главного героя. Остальные исполнители ролей мне совсем не запомнились.

Как видите, фильм представляет собой смесь разных историй и мелких зарисовок. Трудности личной жизни, странные отношения с друзьями, неудачная попытка найти любовницу и наставницу в одном лице, неуверенные попытки сделать портрет убийцы и помочь полиции характеризуют Андреа как человека незрелого, неопределившегося в этой жизни, не знающего куда пойти. Возможно, таким образом режиссёр хочет показать Андреа, как человека, отрицающего общепринятое положение вещей, не способного мириться со статусом-кво, но опять терпит фиаско и утопает в сонме проходных сцен и переплетении разных линий сюжета. Добавим к этому щепотку юмора, отсылки к известным событиям 1968 года (без ухода в политику) и получим неудобоваримую смесь, после просмотра которой возникает резонный вопрос: так что же хотели показать этим фильмом авторы?..

Неспроста эта картина была быстро предана забвению. Она была малоинтересна зрителям той эпохи, а уж последующие поколения и вовсе не знали о её существовании. Смотреть такое смогут лишь самые преданные поклонники итальянского кино.