Эта свобода иметь... мокрые крылья

Оригинальное название: Questa libertà di avere... le ali bagnate, Dolce pelle di donna.

Производство: Италия 1971г.

Режиссёр: Алессандро Сантини.

В ролях: Марк Дэймон, Феми Бенусси, Рита Кальдерони, Франко Сильва, Розита Торош, Пьеро Мадзинги, Ардуино Сакко (нет в титрах).

Рецензия на фильм «Эта свобода иметь... мокрые крылья»

Дебютная работа малоизвестного режиссёра Алессандро Сантини до недавнего времени была мифом, желанным экземпляром для коллекционеров итальянского кино и вот, наконец, появилась в сети в виде трансфера с изрядно испорченной кинопленки. Не исключаю, что этот фильм вообще не видел премьеры или же распространялся полуподпольно, ибо его содержание и безумный невнятный сюжет отпугнут большинство зрителей. Да и к тому времени все эти фрейдо- марксистские, странно-политические ленты, созданные под влиянием 1968 года, вышли из моды.

Писатель-неудачник Пьер (Марк Дамон), ведущий богемный образ жизни, жаждет опубликовать свой новый роман, но не находит отклика у издателей. В один день на автозаправке он встречает свою бывшую девушку Мириам (Феми Бенусси), которая теперь является любовницей богатого издателя по имени Робин (Франко Сильва). Поначалу Пьер хочет использовать её для издания своего романа, но впоследствии затевает странную игру: он дает ей снотворное, раздевает, покрывает тело различными рисунками в стиле body art и звонит Робину с сообщением, что его любовнице стало плохо. Тот приезжает со своим помощником Арианнино (Пьер Мадзинги). Сначала Пьер пытается шантажировать Робина, но затем между персонажами начинается странная игра, некое сражение за Мириам. Впоследствии на их вилле оказывается группа хиппи во главе с Сильвией (Рита Кальдерони), у которых свои планы на времяпрепровождение…

Доподлинно неизвестно, полная ли версия представлена в сети или же только сохранившиеся отрывки. Дело в том, что в 1971 году информация о картине была напечатана в журнале Cinestop за июль-август. Фактически большая часть журнала была посвящена фотокомиксу (fotoromanzo) на основе этого фильма и мы можем видеть многочисленные фото сцен, которые отсутствуют в доступной версии. Уж не знаю, по каким канонам делали эти фотокомиксы, но мне казалось, что из сцен, присутствовавших в фильме. Короткая продолжительность и наличие этих фото говорит в пользу того, что, возможно, существовала более продолжительная версия, но доподлинно узнать, правда это или нет, в данный момент не представляется возможным.

Фильм является продуктом своего времени, и даже для своего времени он оказался запоздалым и довольно специфическим произведением. Он начинается с показа идущего по улице музыканта с мелькающими заголовками газет о студенческих протестах и прочих политических событиях того времени. Далее мы знакомимся с главными героями, которые все без исключения являются странными личностями. После этого практически всё действие фильма будет происходить на вилле Пьера, где окажутся и все остальные персонажи, чтобы путем своих безумных интриг и игрищ прийти к закономерному финалу.

К сюжету и сценарию этого творения приложил руку Ренато Полселли, чьё влияние очень даже чувствуется, начиная от участия его музы Риты Кальдерони и заканчивая цветовыми решениями некоторых сцен и свойственным его фильмам психоделическим безумием. Но вот что хотели авторы сказать своим фильмом – я не понимаю. Главный герой Пьер – по сути, человек богатый, ведущий беззаботную богемную жизнь. Временами он «толкает» речи о неравенстве и несправедливости, сетуя на то, что некоторым всё достается по праву рождения, а другие всю жизнь остаются ни с чем. Но его не назовешь левым активистом или человеком, которого волнуют проблемы общества. Скорее наоборот, тут он выглядит заигравшимся богатым сынком, которому стало скучно и он решил устроить собрание странных людей у себя на вилле. Его бывшая подруга Мириам также не может определиться, чего она хочет в этой жизни. Она поддается на ухаживания Пьера, но в то же время уже привыкла к комфортной жизни с Робином, которого не забывает всячески унижать (в будущем это ждёт и Пьера). Помощник Робина Арианнино – самый «шизоидный» персонаж фильма. Он постоянно рассказывает, что изобрел бациллу мира, способную излечить войну, цитирует различные произведения или же просто несет бессмысленные речи, понятные и приемлемые только для людей крайне левого спектра, где революция нужна ради самой революции и совсем потеряна связь с реальностью. А между тем, время идет, а на экране, кроме пространных диалогов, споров и выяснения отношений, ничего не происходит. Это постепенно начинает надоедать и вызывает скуку, но небольшая продолжительность частично компенсирует этот недостаток, и вот мы уже подходим к финалу, где авторы приготовили для зрителя безумную, лишенную всякой логики развязку, в лучших традициях итальянского кино того времени.

По большому счёту, ни о какой классовой борьбе в фильме и речи не идет. Попытки авторов вставить в диалоги политические нотки выглядят притянутыми за уши, ибо все персонажи фильма не являются представителями угнетаемого класса. Пьер живет в роскошной вилле и имеет в собственности дорогой автомобиль. Робин – представитель буржуазии, а Мириам – примкнувшая к нему девушка. А Сильвия – хиппи, которые тоже зачастую были детьми богатых родителей, решившие поиграть в революционеров. Иначе каким образом она могла вести беззаботную жизнь, состоящую из тусовок и веселья? Вполне возможно, весь этот подтекст служил для оправдания показа на экране обнаженки, лесбийского секса и тому подобных вещей. Сам Ренато Полселли в одном из интервью 1 говорил, что зачастую вставлял в свои фильмы социальную критику или политический подтекст, чтобы цензура пропустила сцены с обнаженкой.

Марк Дэймон – единственная настоящая звезда в этом фильме, а имена остальных актёров будут знакомы только любителям итальянского кино того времени. Феми Бенусси, которая так и не достигла славы и снималась в дешевых комедиях или на второстепенных ролях, тут является одним из главных действующих лиц и вполне хорошо исполняет свою роль. (Хотя от неё многого и не требовалось.) Муза Ренато Полселли Рита Кальдерони мгновенно приковывает к себе внимание, но в первой половине фильма у неё будет не так много экранного времени. По данным сайта IMDB в одной из ролей (видимо, кого-то из компании хиппи) засветился будущий режиссёр порнографического кино Ардуино Сакко.

«Эта свобода иметь… мокрые крылья» – запоздалый продукт событий 1968 года и последовавшей культурной революции. Уже в те времена картина была малопонятна и малоинтересна большинству зрителей, а сейчас и подавно – её посмотрят только серьезно увлекающиеся итальянским кино того времени люди, да и то – только ради интереса, ибо объективно, это слабое творение, не несущее никакой смысловой нагрузки и заметно уступающее подобным картинам того времени.

  • 1. Bizarre Sinema! Horror all'italiana, 1957-1979, Glittering Images editions (1997).