Ингрид на улице

Оригинальное название: Ingrid sulla strada, Macadam Jungle, L'Hystérique aux cheveux d'or.

Производство: Италия 1973г.

Режиссёр: Брунелло Ронди.

В ролях: Джанет Агрен, Франческа Романа Колуцци, Франко Читти, Энрико Мария Салерно, Бруно Кораццари,
Франко Гарофало, Фред Робсам, Мариза Траверси, Луиджи Антонио Гуэрра, Лучиано Росси,
Мауро Вестри, Алессандро Перелла, Фульвио Мингоцци, Тони Эскин.

Рецензия на фильм «Ингрид на улице»

Брунелло Ронди – загадочная фигура итальянского кино. Человек, начавший свою карьеру с работы сценаристом у таких режиссёров как Федерико Феллини, Роберто Росселини и Алессандро Блазетти, в итоге в 1970-х оказался в ранге безвестного автора эксплуатационного кино, большая часть картин которого неизвестна рядовому зрителю.

В 1973 году Ронди выпускает сразу два фильма, главную роль в которых играет молодая Джанет Агрен, – «Техника любви» (Technica per un amore) и «Ингрид на улице». Оба не снискали популярности у зрителя, хотя второй фильм заинтересовал иностранных дистрибьюторов и был даже выпущен с XXX-вставками во Франции. Но смотреть всё же лучше оригинальную режиссёрскую версию.

Главная героиня фильма – молодая финская девушка по имени Ингрид (Джанет Агрен), которая покидает родные края и отправляется в неспокойную Италию 1970-х, чтобы стать… проституткой. Она бежит от тёмного и мрачного прошлого, полного насилия и унижений, и находит временное пристанище у проститутки со стажем Клаудии (Франческа Романа Колуцци). Она быстро вводит молоденькую блондинку в курс дела и делится с ней своими связями в криминальном мире. Но Ингрид быстро понимает, что мир, в который она попала, ничем не лучше того, от которого она бежала. Здесь действуют жесткие правила, а за их нарушение зачастую можно заплатить собственной жизнью…

Картина начинается с показа миловидной Джанет Агрен на фоне зимних пейзажей, после чего она садится в поезд, где находит первых клиентов, и направляется в Рим. Чуть позже оператор Стельвио Масси продемонстрирует зрителю красоты Вечного города и не менее красивую Агрен, прогуливающуюся среди них. Затем она встречает шумную Клаудию и с того момента фильм приобретает другой тон. Постепенно легкая поэтическая история о девушке, ставшей проституткой, превращается в эксплуатационный фильм с элементами арт-хауса, а затем всё это очень быстро скатывается в неудобоваримую мешанину и доходит до того, что зритель уже не понимает, что он смотрит – драму, жесткое эксплуатационное кино или попытку сделать в экскурс в низы общества и показать жизнь этих людей.

Первое, что хочется отметить – колоритные и странные персонажи, один интереснее другого. Брунелло Ронди сам работал над сценарием и создал настоящий театр абсурда. Характер главной героини меняется от сцены к сцене – то она веселая «ночная бабочка», с легкостью предлагающая себя первому встречному, то она – строптивая недотрога, отказывающаяся идти на контакт и иметь какие-либо дела с лидером банды байкеров, являющимся сутенером Клаудии. Причем ведет себя она весьма агрессивно, зная, что этот человек может убить любого, кто позволит себе ему перечить. Ну и в финале наша Ингрид, кажется, осознает ошибочность своего выбора, но в то же время понимает, что дороги назад нет. Именно в этой части фильма зрителю раскрывают её прошлое и причину побега из Финляндии, что, видимо, по задумке авторов должно было придать фильму драматизм, но он уже настолько утонул в абсурде и насилии, что это не работает. Финал, как и водится в итальянском кино того времени, смелый и шокирующий, хотя и немного неправдоподобный.

Как я уже не раз упомянул выше, начавшись как безвинное кино про девушку легкого поведения, фильм очень быстро скатывается в едва ли не трэш. Желая помочь Ингрид, Клаудия знакомит её со своим сутенером Ренато, который по совместительству является контрабандистом, предводителем банды байкеров-неонацистов и политическим террористом. Всё бы ничего, но персонаж Ренато настолько гротескный, а местами даже комичный, что его невозможно воспринимать всерьез. Его банда одновременно носит нашивки со свастиками и гвардейские ленты и нечто похожее на орден Св. Георгия, а сам он ведет себя как карикатурный гангстер из комедийных фильмов, для которого кажущаяся важность и стиль важнее реальных дел. И хотя его банда совершает реальные дела, он всё равно смотрится комично и неестественно, и чем больше нам пытаются показать жестокостей, совершаемых этими людьми, тем более неестественно и абсурдно выглядит этот персонаж. К их реальным делам относятся: наказание предателя, которого сначала накормят фекалиями, а затем отрежут язык, террористическая атака на ресторан, где собрались представители левой молодежи, изнасилования, наркотики и убийства. И с течением времени насилия становится всё больше, но оно не производит шокирующего эффекта и не помогает зрителю понять, что же хотели показать этим фильмом авторы. Возможно, они хотели посмеяться надо всеми сразу? В пользу этого говорит ещё ряд подобных персонажей и эпизодов. Например, мимолетная сцена с представителями левых, которых опрашивал журналист после теракта, выглядит забавно. Они начинают обвинять в совершении теракта всех, начиная от буржуазии и кончая Папой Римским, но ни слова о своих оппонентах по уличному насилию. В другой сцене Клаудия ссорится со своим другом – художником-авангардистом – и кидает куклу в холст с его мазней, которую он поднимает, прикладывает к холсту и начинает рассуждать, что из этого может получиться неплохое произведение искусства. Ну и наиболее запоминающимся персонажем мне показался немолодой аристократ в исполнении Энрико Марии Салерно, который приглашает Ингрид и Клаудию к себе во дворец, где его друзья будут проводить спиритический сеанс с целью вызвать из мира мертвых дух его жены. По легенде этот дух может явиться только если её муж будет заниматься сексом с молоденьким девушками. Свои действия он сопровождает достаточно интересными поэтическими монологами о декадансе, в который превращается жизнь современного человека, и пустоте в его доме и душе.

Бесспорно, главной звездой этого творения была, конечно же, Джанет Агрен. Несмотря на то, что сюжет располагает к обнаженке, сцен в стиле «ню» здесь крайне мало. Агрен разденется пару раз перед камерой, будет выглядеть очень соблазнительно в разных откровенных нарядах, но вся её «работа» останется за кадром. Завсегдатай фильмов Пьера Паоло Пазолини Франко Читти сыграл того самого лидера байкеров Ренато. Это была вина не Читти, что этот персонаж получился таким абсурдным и несуразным. В роли одного из подельников Ренато засветился хорошо знакомый по поздним хоррорам Франко Гарофало. Франческа Романа Колуцци вполне достоверно воплотила на экране образ «прожженной» проститутки Клаудии, которая за многие годы работы на улице набралась опыта и обзавелась хорошими связями и теперь может вести себя, как хозяйка положения и учительница для новенькой Ингрид. Ну и стоит отметить уже упомянутого выше Энрико Марию Салерно, у которого совсем мало экранного времени, ибо увидеть его можно будет только в описанной выше сцене.

Честно говоря, очень сложно вынести вердикт этому фильму. С одной стороны я его посмотрел не без интереса, и он может похвастаться не только участием Джанет Агрен, но также хорошей операторской работой Стельвио Масси и приятным саундтреком Карло Савины. Но с другой – несуразный сценарий, неуемный гротеск, ощущающийся буквально в каждой сцене, очень сильно портят общее впечатление. Для драмы о девушке, попавшей в жестокий мир низов общества, этот фильм слишком «развлекателен», для триллера – в нем недостаточно саспенса, а для легкого развлечения – содержит слишком жестокие сцены, многие из которых, на мой взгляд, не несут никакой смысловой нагрузки. Поэтому я бы не стал рекомендовать его просмотр рядовому зрителю, в то время как серьезно увлеченные кино Италии того времени люди непременно ознакомятся с этим творением, независимо от моих рекомендаций.

-- Постеры и афиши --