Зарисовки из монастырской жизни

Оригинальное название: Immagini di un convento, Images in a convent, Les amours interdites d'une religieuse, Religieuses et chaleur.

Производство: Италия 1979г.

Режиссёр: Аристиде Массаччези (Джо д'Амато).

В ролях: Паола Сенаторе, Дональд о'Брайен, Айше Нана, Марина Хедман (Марина Хедман Беллис),
Паола Майолини, Анджело Аркилла, Мария Розария Риуцци, Брунелло Кьодетти, Марина Амброзини, Джованна Маинарди, Пьетро Дзардини.

Рецензия на фильм «Зарисовки из монастырской жизни»

Будучи свидетелем успешного проката известного nunsploitation опуса Валериана Боровчика «За монастырскими стенами» (Interno di un convento, 1978), итальянский режиссёр Джо д'Амато начинает подготовку к съёмкам аналогичного фильма под рабочим названием «Дом неизвестного бога» (La casa del dio sconosciuto), который выйдет на экраны в 1979-м году и будет известен как «Зарисовки из монастырской жизни» (или «Монастырские соблазны», как он именовался у нас во времена видео).

Картина стала одним из первых фильмов Италии, который показывали в кинотеатрах и в котором содержались хардкор-сцены. В те времена она собрала внушительную кассу и стала настоящим хитом у себя на родине1, а также была издана в разных версиях, которые отличались лишь откровенностью эротических сцен. В первую очередь резали хард-сцену с участием Марины Хедман, а для некоторых рынков к первой эротической сцене с участием Паолы Сенаторе добавляли порнографические фрагменты из фильма Лоренцо Онорати «Лея» (Lea, 1981), женскую роль в которых сыграла всё та же Марина Хедман. На недавно изданном Blu-ray в качестве дополнительных материалов представлено ещё около 25 минут дополнительных сцен, которые не вошли ни в одну из финальных версий фильма…

Сюжет: действие фильма происходит в Средние Века в удаленном от цивилизации монастыре, который был построен на руинах ещё более древнего языческого храма. От того храма и культа, который в нём отправлялся, осталась только статуя неизвестного божества во дворе, более напоминающая некое воплощение дьявола. Постепенно эта статуя начинает оказывать негативное воздействие на обитательниц монастыря, вызывая похоть и заставляя воплощать в реальность самые потаенные фантазии. А появление из ниоткуда раненого молодого человека, которого монахини решают приютить на время лечения, только усугубляет ситуацию и вызывает ещё больше видений и жажды страсти. Никто из обитательниц монастыря не знает, что с ними под одной крышей поселился сам дьявол, и сможет ли направляющийся в монастырь священник-экзорцист Арнольдо (Дональд о'Брайен) победить нечистую силу…

Будучи талантливым ремесленником и новатором, Джо д'Амато создал один из лучших фильмов жанра nunsploitation, который в наши дни приобрел культовый статус и заслуженное признание среди поклонников итальянского кино. Он не стал снимать банальную эротику с монахинями, а создал некое подобие готического фильма ужасов, приправленного изрядной долей достаточно откровенных эротических (а порой и открыто порнографических) сцен.

В качестве сценариста указан «Том Салима» – псевдоним как самого д'Амато, так и его давнего партнера Луиджи Монтефиори. Некоторые источники указывают, что автором сценария был сам режиссёр, в то время как другие указывают на Монтефиори, который в те времена действительно занимался написанием сценариев, в том числе и для д'Амато. В подобном кино сценарии служили лишь оправданием для показа эротических сцен и, как правило, не могли похвастаться качеством и логикой. Не стала исключением и эта лента, большая часть которой посвящена, конечно же, показам обнаженных монахинь, предающихся различного рода сексуальным утехам: начиная от мастурбации и заканчивая лесбийским сексом. Авторы очень удачно придумали причину для показа всего этого действа (влияние статуи на умы обитательниц монастыря), что позволяет им демонстрировать неограниченное количество пикантных сцен. Но в то же время картина не скатывается в банальную эротику, ибо в перерывах между сценами зрителю предоставляется возможность лицезреть элементы фильма ужасов: кровь, льющуюся из статуи, видения, в которых эта статуя замещает собой лик Христа, и тому подобные вещи, а также некое подобие акта экзорцизма в финале, о котором я расскажу ниже.

«Зарисовки из монастырской жизни» – это, в первую очередь, эротический фильм, поэтому обзор будет неполным, если я обойду этот его аспект стороной. После непродолжительного вступления и «ввода зрителя в курс дела» следует сразу несколько эротических сцен, включающих гетеросексуальный контакт (в видениях одной из героинь), мастурбацию, лесбийский акт и ещё один такой же, но с элементами садомазохизма. После этого авторы на некоторое время переключаются на сюжет и демонстрируют появление в монастыре раненного молодого человека и его последующие манипуляции с целью попасть внутрь здания поближе к монахиням с понятно какими намерениями. Далее будут вновь видения, странные происшествия в монастыре, после чего одна из монахинь отправится в город за священником-экзорцистом и по дороге нарвется на двух бандитов, которые ограбят и изнасилуют её. Эта сцена выбивается из общего повествования и нарушает его целостность, ибо снята она уже в хард ключе, причем весьма топорно и неумело. Это были робкие попытки авторов расширить окно Овертона в сторону постепенного принятия порнографических сцен в кино. Но, на мой взгляд, картина лучше смотрится в версии без этой сцены.

Что же касается хоррор-составляющей, то она представлена в первую очередь сюжетом и атмосферой, которая удалась авторам на славу. Несмотря на обилие эротических сцен, картина смотрится как один продолжительный ночной кошмар. Не знаю, была ли это сознательная задумка авторов, либо этому поспособствовал ряд факторов, таких как низкое качество пленки, дающее замыленность изображения, интерьеры и саундтрек Нико Фиденко, но фильм действительно смотрится как нечто принесенное из прошлого, окутанное зловещей аурой и тайной. Снималось всё это в настоящем древнем женском монастыре, открытом в 1739-м году – Convento di Santa Maria ad Nives di Palazzolo. Его интерьеры вкупе с операторской работой самого д'Амато и интересным эффектом от низкого качества пленки уже сами по себе создают подобную сновидениям атмосферу чего-то древнего и загадочного. А музыка Фиденко – одна из самых удачных его работ. Одновременно примитивные, но очень атмосферные неторопливые мелодии с песнопениями как нельзя лучше подходят к этому творению. Особенно хорошо эта музыка слушается в финальных сценах, где священник-экзорцист идет по темным коридорам монастыря среди обезумевших от дьявольского влияния монахинь. Жаль, что финал у картины примитивный и скомканный, ибо было бы куда лучше, если бы авторы добавили больше сцен борьбы священника с нечистой силой…

Главные роли исполнили как известные любителям итальянского кино личности, так и совсем малознакомые и случайные. В конце 1978 года Массаччези давал объявление в газету (L'Europeo, n. 49 от 08.12.1978), в котором объявлял набор «девушек от 18 до 27 готовых сниматься обнаженными для нового фильма Джо д'Амато» и предлагал обращаться в компанию Kristal Film (которой заведовал небезызвестный Франко Гауденци). На главные роли изначально планировалось пригласить Глорию Гвиду и Габриэле Тинти, но впоследствии они были заменены менее известными актёрами. Роль Гвиды досталась Паоле Сенаторе, а мужская роль досталась Анджело Аркилле. Роль настоятельницы монастыря сыграла небезызвестная Айше Нана, которая прославилась тем, что 5 ноября 1958 года исполнила стриптиз в баре «Ругантино» в Риме, где собиралась богатая публика. Марина Хедман сыграла сестру Марту и, конечно же, поучаствовала в хардкор-сцене. Роль священника досталась завсегдатаю итальянского кино того времени Дональду о'Брайену. Настоящих звезд здесь нет, но, тем не менее, все актёры и актрисы вполне прилично смотрятся на экране, да и такое кино не требует особых дарований, ибо снимается не для этого.

«Зарисовки из монастырской жизни» – очень удачная работа Джо д'Амато и весьма интересное сочетание атмосферной мистики и откровенной эротики, которую режиссёр предпочитал жесткой порнографии. Хардкор-сцены он снимал лишь по требованию дистрибьюторов и всегда говорил, что не является любителем подобного жанра. И это творение я рекомендую смотреть именно в эротической версии, без хардкоровой вставки с участием Марины Хедман, ибо она очень сильно контрастирует с остальной частью фильма и сама по себе снята крайне плохо. В остальном же картина смотрится очень интересно и непременно придется по вкусу поклонникам д'Амато и странного эротико-мистического кино.

  • 1. Steve Fentone "Antichristo - The Bible of Nasty Nun Sinema & Culture". FAB Press, May 2000, p. 100