Гулящая

Оригинальное название: La donnaccia.

Производство: Италия 1965г.

Режиссёр: Сильвио Сиано.

В ролях: Доминик Бошеро, Жорж Ривьер, Альдо Буфи Ланди, Лаура Де Марки, Джанни Деи, Джакомо Фурия, Пьеро Вида, Лусиль Сен-Симон.

Рецензия на фильм «Гулящая»

Автор обзора: Almost Human.

Сильвио Сиано – не очень известный итальянский режиссёр с относительно небольшой и не совсем «ровной» фильмографией, состоящей как из откровенно развлекательного, так и довольно серьёзного кино, к которому, например, можно отнести ленту «Гулящая», о которой мы попробуем поговорить.

Мариароза Апичелла, молодая и эффектная женщина, прибывает на свою малую родину – небольшую деревню, потерявшуюся где-то в глубине Ирпинии...

В 1960-е годы аппенинские кинематографисты не раз обращались к одной из злободневных для страны тем: отсталости её южной части, погрязшей в бедности и архаичных культурных установках. Именно эти проблемы и затрагивает «Гулящая».

Мариароза вынуждена вернуться в родные пенаты из Милана, куда она в своё время была отправлена своими родителями в поисках лучшей доли. Тёмная и практически неграмотная (она даже расписывается с трудом) синьорита Апичелла быстро стала дамой лёгкого поведения, попала в руки полиции и была принудительно депортирована по месту жительства без права его покидать. Появление стройной красотки в обтягивающем платье со смелым декольте вызывает в деревушке фурор, особенно у мужчин. В отчем доме блудной дочери не рады, поэтому она заселяется в другое жилище. Благодаря словоохотливости сельского комиссара, всем быстро становится известно, чем промышляла их землячка на чужбине, и её новый дом превращается в место паломничества местных мужчин. Через некоторое время возобновившая занятие древнейшим ремеслом Мариароза встречает городского берсальера Оресте, который настолько сильно влюбляется, что хочет жениться, несмотря на сомнительный статус своей пассии. Грядущему браку очень стараются помешать сельские мужчины, боящиеся лишиться единственного доступного источника удовольствий.

Сильвио Сиано рассказывает историю неспешно, выписывая картину безрадостного бытия типичной южноитальянской деревни того времени. Когда-то местные крестьяне силой заняли частные земли, за что были заключены в тюрьму, но в итоге власти всё же закрепили эти угодья за ними. Но земли не принесли фермерам процветания, потому что были малоплодородны, а их обработка велась по старинке – тягловыми животными и деревянными плугами. На перевод сельского хозяйства на современный высокопродуктивный уровень не было денег, а потому единственным выходом из бедности большинству виделся отъезд куда-нибудь, где можно хорошо заработать. Так Мариароза уехала в Милан, а её земляк Бартоло грезит об Америке. Суровая реальность расставляет всё по своим местам: первая стала жрицей любви, которую насильно вернули домой, а второй пал жертвой мошенника, обещавшего нелегальный переезд в США в обмен на 700000 лир, ради чего был продан личный пай. Бедность соседствует с суеверием: душевнобольную девушку Кончетту считают одержимой злыми духами и вместо лечения у профессионального медика пытаются избавить от недуга религиозными ритуалами, что только усугубляет дело и в итоге заканчивается трагедией. Мельком показано и к чему приводит строгая мораль, отрицающая (по крайней мере, для женщин) любую форму отношений, кроме замужества: в свою первую брачную ночь юная селянка Антониа скорее испугана, чем довольна, потому что она просто не понимает, как она должна себя вести и что делать.

Стоминутный фильм медленно, но верно захватывает внимание, потому что предоставляет возможность увидеть настоящую Италию, практически не затронутую прогрессом. Время здесь замедлило ход, позволив традиционному укладу продолжить своё существование и не подвергнуться быстрому разрушению. Особенно интересно смотрятся старинные брачные обряды: женщины ищут мужа, катаясь по деревенским улочкам на ослах, а мужчины приглашают женщин к созданию семьи, засовывая в специальные дверные отверстия горящие деревяшки (если дама отвергает кавалера, то она ударом ноги отправляет такой «факел» обратно).

В актёрском составе «Гулящей» нет громких имён. Блудную дочь любви сыграла француженка Доминик Бошеро, а Джанни Деи появился во второстепенном, но запоминающемся образе брата душевнобольной Кончетты. Филигранный музыкальный комментарий был написан загадочным Франко Ланджеллой.

«Гулящая» – своеобразное кино на тему, которую можно назвать узкоспециальной. Оно вряд ли будет интересно даже современным итальянцам, а об остальных категориях зрителей нечего даже и говорить; браться за него стоит лишь самым опытным синефилам.