Розыск

Оригинальное название: Caccia all'uomo.

Производство: Италия 1961г.

Режиссёр: Риккардо Фреда.

В ролях: Элеонора Росси Драго, Ивонн Фурно, Умберто Орсини, Риккардо Гарроне, Андреа Кекки,
Филипп Леруа, Альберто Фарнезе, Альдо Буфи Ланди, Винченцо Музолино, Джорджия Молл, Франко Рессель.

Рецензия на фильм «Розыск»

Автор обзора: Almost Human.

В 1948 году Риккардо Фреда осуществляет экранизацию романа Виктора Гюго «Отверженные», которая из-за своей продолжительности была разделена на две части; первая из них получила название «Розыск». Спустя 13 лет Фреда довелось снять фильм с точно таким же заглавием, но это была не драма, а криминально-полицейская история. Хотя титулатуры обеих картин абсолютно идентичны, переводятся они всё же по-разному: если в первом случае это «Охота на человека» или «Преследование», то во втором, учитывая тематику, уместно значение «Розыск».

Партанна, коммуна на юго-западе Сицилии, терроризируется бандой под руководством Мадзаро. Небольшое формирование карабинеров во главе с комиссаром Нарделли может противостоять головорезам с большим трудом, так что главный полицейский вынужден запросить подкрепление в Палермо...

Данный фильм является данью уважения Доксу – уникальной полицейской собаке с внушительным послужным списком. Пёс участвовал в поимке 563 преступников, с его помощью было найдено 136 пропавших людей, он 13 раз побеждал в мировом чемпионате полицейских собак, был 7 раз ранен, и получил 38 золотых и серебряных медалей. Его бессменным напарником был Джованни Маймоне, взявший себе полуторамесячного щенка ещё в 1946 году. Доксу в своё время очень симпатизировал великий итальянский актёр Тото, а на римской via Braccianense животному установлен памятник.

Фильм начинается со спасения собакой девушки, прыгнувшей с моста в Тибр, затем действие переносится в сицилийскую коммуну, где практически безраздельно хозяйничает шайка разбойников. Бандиты имеют в своих рядах немало людей, они хорошо вооружены, безжалостны, и совершают одно дерзкое преступление за другим: расстреливают средь бела дня местного нотариуса, штурмуют полицейскую казарму, чтобы освободить своих арестованных соратников, и, наконец, похищают маленькую девочку. Комиссар Нарделли просит прислать ему на помощь хотя бы пару взводов карабинеров и его удивлению нет предела, когда вместо десятков полицейских в коммуну приезжает заместитель бригадира Джованни Маймонти и пёс по кличке Докс. Но скепсис Нарделли и его сослуживцев быстро исчезает, ибо тандем собаки и человека работает как швейцарские часы, что приводит к освобождению маленькой заложницы, разгрому банды и аресту её лидера.

«Розыск», по факту, состоит из двух частей, где расследуются не связанные друг с другом дела. Первая часть – это неплохой детективный экшн, чем-то напоминающий вестерн, только вместо Дикого Запада фоном служат скудные пейзажи Сицилии, а вместо ковбоев в шляпах, с кольтами и винчестерами, на экране мелькают бандиты в кепках и пиджаках, вооружённые обрезами и автоматами. Вторая история разворачивается в Риме, куда после успешного завершения предыдущего дела переведены Нарделли, Маймонти и их незаменимый помощник Докс. На городской окраине в автомобиле найдено мёртвое тело со следами удушения. Выясняется, что убитый был американским гражданином, одолжившим машину у друга. Два дня спустя происходит новое преступление: в собственной квартире убита манекенщица Клара Дуччи. Следствие выясняет интересную деталь, а именно: кавалер погибшей модели и друг, давший авто американцу – это один и тот же человек. Потянув за эту ниточку, Маймонти и Нарделли распутывают сложное дело в центре которого находится интернациональная группировка, занимающаяся контрабандой и наркотраффиком. Разумеется, и успех второго дела связан с неоценимой помощью Докса. Во второй части найдётся место щепотке юмора и доле романтизма: в столице Маймонти знакомится с девушкой по имени Анна, за которой он начинает ухаживать. Их отношениям временами сильно мешает специфика работы Маймонти, но в итоге всё закончится на мажорной ноте. Ну и нельзя не отметить сцену убийства Клары: она снята в лучших традициях мастеров зарождавшегося тогда в Италии хоррора.

И буквально пару слов нужно сказать о риторическом вопросе, который возникает при просмотре «Розыск»: а не стал ли этот почти забытый фильм источником вдохновения для создателей австрийского сериала «Коммисар Рекс» (Kommisar Rex), чей показ с большим успехом прошёл в полусотне стран мира, включая Россию? В статьях о «Комиссаре» в «Википедии» лента Фреда никак не упоминается, но очень может быть, что детище пары Питера Хайека и Питера Мозера – это производное именно от неё. Известно, что «Розыск» дублировался на немецкий, а значит, Хайек и Мозер могли видеть эту картину и три десятилетия спустя взять её за основу при создании концепции своего сериала о приключениях служащих в полиции овчарки и её хозяина.

Актёрский состав, собранный Фреда на съёмочной площадке, смотрится солидно. Умберто Орсини хорошо играет простоватого на первый взгляд Маймонти, а Риккардо Гарроне – строгого комиссара Нарделли. Филипп Леруа прекрасен в образе страшного главаря бандитов Мадзаро. Женских персонажей сыграли Элеонора Росси Драго (Клара Дуччи), Ивонн Фюрно (Мария, любовница Мадзаро) и Джорджия Молл (Анна). Выше всяких похвал и Докс, которому не пришлось особо напрягаться, потому что он занимался своим привычным делом.

«Розыск» - недурственный, аккуратно сделанный, фильм о героическом псе, которого в те времена знала вся Италия. Это кино должно понравиться основательным поклонникам старых полицейских лент, которые смогут увидеть прародителя гремевшего в 1990-е «Комиссара Рекса».